Дата публикации: 16.02.2017

Каждый жанр фотографии имеет нюансы. Своя специфика - творческая, техническая и организационная - есть и в пейзажной съёмке.. Однако тема постобработки была разобрана не столь подробно. Восполним этот пробел.

На примере одного кадра мы разберём ключевые этапы обработки пейзажа и дадим несколько нестандартных советов по работе с цветом и HDR. Как сортировать большое количество фотографий? Как расширить динамический диапазон и не потерять детали в тёмных и светлых участках кадра? Давайте разбираться.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

1. C чего начать?

С сортировки и каталогизации отснятого материала. Прежде чем приступать к обработке, стоит выбрать лучшие снимки и отсеять технический брак, неудачные дубли. Adobe Lightroom имеет широкие возможности по сортировке. Каждый фотограф использует их по-своему.

В чём сложность отбора снимков с пейзажной съёмки? Иногда в пейзаже применяется панорамная съёмка, а каждый элемент панорамы снимается с брекетингом экспозиции для последующей склейки HDR. Получается, что итоговый кадр может состоять из десятков исходных снимков. Нужно не растерять их и собрать в едином пространстве.

Поэтому я в первую очередь создаю коллекцию с отобранными исходниками: выделяю серию фотографий, жму на левой панели Collections и «плюсик» (показано на скриншоте).

Нужно дать коллекции максимально информативное название. Обычно я пишу название места, где были сделаны снимки.

Теперь фотографии собраны и готовы к дальнейшей работе.

2. Склейка HDR и панорам

Следующий этап работы с серией исходников для пейзажного кадра - сборка. У Adobe Lightroom начиная с шестой версии прекрасные возможности по работе с HDR и панорамами.

Сначала соберём серию HDR-изображений. Исходный сюжет снимался с брекетингом экспозиции по три кадра в серии: тёмный, нормальный, светлый. Благодаря этому при склейке HDR мы сможем добиться сохранения всех деталей.

Кадры для этой статьи сделаны на камеру Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Фотоаппараты Nikon обладают широчайшим динамическим диапазоном: большинство сюжетов можно снимать без брекетинга, если мастерски настроить экспозицию. Однако даже опытный фотограф не застрахован от ошибок. А экстремальное вытягивание деталей из теней чревато увеличением уровня цифрового шума. Я предпочитаю снимать с брекетингом, чтобы при обработке иметь большую свободу для манёвра.

«Противопоказания» для HDR: динамичные сюжеты, кадры с подвижной водой (прибоем, например), ветер при съёмке. В таких ситуациях вряд ли получится собрать HDR без артефактов. Здесь стоит особенно внимательно экспонировать кадр, чтобы сразу получить нужный динамический диапазон.

Итак, мы выбрали три изображения. Теперь нажимаем правую кнопку мыши, а в выпавшем меню - Photo Merge и HDR. Можно воспользоваться горячей клавишей Ctrl+H. При этом запустится процесс склейки HDR. Уникальность Adobe Lightroom заключается в том, что программа создаёт итоговое изображение в формате цифрового негатива DNG. C ним мы можем работать, как с обычным RAW. На сайт есть о склейке HDR в Lightroom.

Этот процесс довольно долгий и рутинный. Повторяем одни и те же действия для каждой серии: выделяем исходники, запускаем процесс склейки, выделяем следующую серию… Скорость зависит от мощности вашего компьютера.

Теперь у нас есть серия HDR-склеек в формате DNG. Выделим её зелёным цветом, чтобы не потерять.

Можно отсортировать файлы по типу или дате создания. Полезно проверить полученные файлы на наличие артефактов склейки.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Если они есть, можно ещё раз склеить HDR-изображение, выбрав один из уровней Deghost Amount. Если HDR не клеится совсем, ищите ошибку в подходе к съёмке: либо вы снимали слишком динамичный сюжет, либо не закрепили фотоаппарат на штативе, либо перепутали фотографии и склеиваете снимки из разных серий. В крайнем случае попробуйте обойтись одним кадром, вытянув из него тени и света.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Выделяем все HDR-изображения и склеиваем их в панораму. Инструмент склейки панорам в Adobe Lightroom прост и незатейлив. После построения превью пользователю предлагают на выбор три проекции, в которых панорама может быть собрана. Выбираем понравившуюся и собираем. В дальнейшем мы сможем немного поработать с перспективой и трансформацией кадра.

Функция Auto Crop позволяет обрезать лишние части панорамы.

Регулятор Boundary Warp трогать рекомендую в крайнем случае: он сильно влияет на геометрию кадра, искажая панораму так, чтобы она уместилась в прямоугольные рамки кадра. Однако над трансформацией можно поработать и после склейки. А если потребуется серьёзная коррекция, это можно сделать на последнем этапе, загрузив фото в Adobe Photoshop и используя инструменты Liquify или Warp. Склейка панорамы тоже занимает некоторое время.

3. Возвращаемся к истокам

Итак, приступаем к обработке панорамного изображения. Наверное, вы уже обратили внимание, что пока я не вносил никаких коррекций, не редактировал цвета, не трогал экспозицию. Почему? Потому что лучше начинать делать это с чистого листа на сведённом панорамном изображении.

Перед работой я сбрасываю все настройки. Часто бывает, что на итоговом изображении сказываются нежелательные настройки, которые были внесены программой или самим фотографом по невнимательности. Кстати, кнопки Reset тут может быть недостаточно.

Lightroom вносит много скрытых коррекций. Некоторые из них вы увидите, если перейдёте в процесс обработки 2010 года. В этом примере яркость изображения повышена до +50, а вместо линейной тональной кривой используется S-образная кривая, повышающая контраст. Обычно все настройки в «Процесс-2010» я возвращаю на 0, после чего переключаюсь обратно в «Процесс-2012». Чтобы ускориться, я записал настройки в пресет.

Время ужасаться: картинка стала тёмной, серой. Зато она максимально «сырая», с ней мы будем работать дальше.

4. Инструменты трансформации и кадрирования

Перед тем как приступать к работе с цветами, яркостью и контрастом, скадрируем снимок. Так мы поработаем над его композицией и в дальнейшем будем видеть сюжет более целостно. При кадрировании я предпочитаю придерживаться стандартного соотношения сторон: 3:2, 4:3, 5:7 или 1:1. Такие снимки лучше воспринимаются зрителем. Кроме того, фотобумага и рамы выпускаются под стандартные соотношения сторон. Да, можно воспользоваться широкоформатной печатью и сделать раму на заказ, но это будет стоить дороже.

Панель инструментов Transform поможет поработать с перспективой на фото. Особенно полезны бегунки Vertical и Horizontal. Они позволяют добиться желаемого отображения перспективы. Это особенно актуально в архитектурной съёмке: с помощью этих регулировок можно выровнять все вертикальные линии, убрать перспективные искажения.

5. Настраиваем Camera Calibration

«Adobe Lightroom портит цвета», - так говорят те, кто не умеет пользоваться блоком настроек Camera Calibration. Дело в том, что фотоаппаратов очень много, а Lightroom один. Чтобы более или менее адекватно интерпретировать информацию, записанную в RAW, был разработан универсальный профиль Adobe Standart. Он работает достаточно корректно, но не так хорошо, как родные профили камеры. Adobe Standart выдаёт «средние» цвета и контраст, снимок с таким профилем не будет блистать сочными красками.

Каждый производитель загружает в свои камеры несколько профилей работы с цветом и контрастом. У Nikon за это отвечают профили Picture Control. Их же мы можем увидеть и в Lightroom - достаточно нажать на значок Profile.

Для начала выберем профиль Camera Standart. Он покажет нам стандартные цвета с камеры. Тут можно поэкспериментировать: одни профили дают более контрастную картинку, другие - менее контрастную.

Я ценю D810 за то, что в нём (как, впрочем, и во всех современных камерах Nikon) есть профиль Flat. С ним можно получить изображение с минимальным контрастом и значительно расширенным динамическим диапазоном.

Выбрав подходящий профиль, мы получаем возможность поработать с насыщенностью каналов. Обратите внимание: регуляторы повышают насыщенность не конкретно зелёного, красного и синего цветов, а каждого из каналов. Поэкспериментируйте с ними, чтобы получить желаемую насыщенность. Поскольку мы работаем с RAW, к этим настройкам можно вернуться в любой момент. Я советую обратиться к ним и на завершающем этапе, когда будет ясна ситуация с цветом. Для начала можно поставить на каждом из каналов значение +60. Рекомендую использовать именно эти настройки из панели Camera Calibration вместо инструментов Saturation и Vibrance.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F10, 1/500 с, 18.0 мм экв.

6. Базовые коррекции. Работа с яркостью, балансом белого и динамическим диапазоном

Итак, подготовительные этапы позади. Перейдём к основным настройкам, которые знакомы каждому фотографу. После сброса настроек в «Процесс-2010» ползунок экспозиции съехал на уровень -1 EV, а контраст на -33. Поработаем с динамическим диапазоном: настроим ползунки Highlights и Shadows так, чтобы на фото не было потери деталей. Здесь можно ориентироваться на график гистограммы.

Следующий этап - работа с тональной кривой. Я предпочитаю с её помощью настраивать яркость и контраст. Она даёт больше возможностей, чем обычный ползунок экспозиции, который настраивает яркость линейно. Тут мы можем работать с разными участками кривой. Для получения нужного контраста я повышаю яркость в светлых участках и немного понижаю её в тёмных.

Теперь переходим к работе с балансом белого. Всё как обычно: стоит придерживаться реалистичного отображения цветов, чтобы зритель верил вашему кадру. Но не забывайте о том, что мы занимаемся творчеством, а не документированием реальности, поэтому с фанатизмом гнаться за достоверностью, наверное, не стоит.

Если хочется глубже поработать с цветами, воспользуйтесь панелью HSL. На этом снимке я увеличил насыщенность тёплых оттенков, чтобы подчеркнуть осенние краски.

При работе с форматом DNG (он же RAW) мы можем вернуться к любой коррекции и подправить её. Именно это я и предлагаю сделать на завершающем этапе. Ещё раз пройдёмся по всем настройкам и «отшлифуем» картинку: поправим цвета, контраст, яркость. Если на фото есть чёрные точки, видны следы пыли на матрице, устраните их инструментом Spot Removal Tool.

Вместо заключения

Как видите, пейзаж можно обработать от начала до конца в одной программе. Если ваша цель - сделать всё быстро, то ограничьтесь работой в Lightroom. Но последний этап обработки можно доверить Adobe Photoshop. В этом фоторедакторе есть мощные инструменты ретуши, которые позволяют более гибко работать с цветом. Но это уже тема для отдельной статьи.

Красота природы - незаменимый элемент пейзажной фотографии, но не единственный. Нужно уметь показать её на фото. А здесь важны творческое видение и художественный вкус. Чтобы развить эти качества, нужна практика. Больше фотографируйте и путешествуйте!!

Дата публикации: 16.02.2017

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Adobe Photoshop изначально создавался для полиграфии, а фотографы адаптировали его возможности для редактирования изображений, так как фотоиндустрия от пленки все больше переходила к цифре. Lightroom же изначально разрабатывался для фотографов и тестировался такими людьми, как Скотт Келби и другими специалистами из Национальной Ассоциации Профессионалов Photoshop (NAPP),которые имели обратную связь с компанией Adobe Systems и подсказывали, что нужно сделать для того, чтобы фотографам было более удобно работать.

Я все еще использую Photoshop, но только в тех случаях, когда требуется обширное маскирование, коллажирование или глубокая ретушь. Во всех остальных случаях 90% работы с картинкой можно сделать в Lightroom.

2. Простота использования и удобный интерфейс

Многие фотографы считают, что для обработки изображений нужно обязательно иметь Photoshop, однако, это очень сложная для изучения программа, особенно, если вы только начинаете работать с цифровыми изображениями. Даже в случае использования младшего брата - программы Photoshop Elements, которая значительно упрощена, многие мои студенты и клиенты испытывают значительные затруднения.

Если вы снимаете в формате RAW, то при использовании Photoshop вам нужно сначала открыть его, затем обработать и после этого сохранить изображение в каком-либо формате. Внутри Lightroom вы просто сразу выполняете обработку, а изменения сохраняются автоматически. Рабочий процесс для JPEG и RAW полностью аналогичный. Это огромное преимущество, если вы хотите начать снимать в RAW, но боитесь трудностей, связанных с использованием этого формата. Изучите Lightroom и вам понадобится только один метод для обработки обоих типов файлов!

3. Удобная сортировка

Инструменты для маркировки изображений позволяют легко найти нужные фотографии. В LR можно использовать флаги, рейтинги от 1 до 5 звездочек и цветовые метки. Вы можете сортировать и фильтровать изображения по любым из меток, а также по их сочетаниям. Можно также создавать коллекции, которые являются виртуальными группами, причем одно и то же изображение может находиться в различных коллекциях и может быть по-разному обработано. Это полезно для таких вещей, как сортировка фотографий в различные тематические подборки, например, "Птицы", "Океан", "Городской пейзаж" и другие. Также коллекции используют, чтобы отсортировать изображения для различных целей, например, для печати, веб-сайта, фотокниги. На рисунке показан пример несортированной галереи изображений и сортированной по различным критериям.

Несортированные изображения

Изображения, отсортированные с помощью флагов, рейтингов и цветовых меток

4. Отличные инструменты для каталогизации

Lightroom имеет мощные инструменты для поиска и каталогизации изображений, даже если они находятся сейчас на другом жестком диске или Lightroom потерял с ними связь. Это означает, что вы можете легко найти ваши изображения даже после переустановки операционной системы или переноса их на другой жесткий диск или даже компьютер. Некоторые люди используют более сложные системы каталогизации, например ACDSee или Photo Mechanic, но я предпочитаю не усложнять себе жизнь, используя только LR, который имеет все необходимые возможности.

Ниже на фото показан снимок экрана, на котором видно, что около некоторых изображений стоит знак вопроса. Это означает, что изображения есть в каталоге LR, но он потерял связь с оригиналами. Это может произойти при перемещении изображений на другой жесткий диск, переустановке операционной системы или смене компьютера, к которому затем вы подключили старые жесткие диски. Либо изображения могут храниться на съемных жестких дисках. Но, кликнув правой кнопкой мыши по изображению и выбрав “Go to folder in Library", вы сможете узнать, на каком жестком диске они находятся и восстановить к ним доступ, например, выбрав нужный съемный жесткий диск и подключив его к компьютеру.

Обратите внимание на знак "?" около изображений. На левой панели мы видим папки, где находятся изображения. Если папка жесткого диска имеет серый цвет, это значит, что он не подключен к компьютеру. Подключив его, вы сможете восстановить связь с оригиналами изображений и продолжить работу.

5. Мощные инструменты обработки и простота процесса

Я уже говорил об этом, но не побоюсь повториться, так как это важная особенность LR: рабочий процесс обработки одинаков для файлов JPEG и RAW! Если вы научитесь работать в LR с файлами JPEG, можете смело переходить к съемке в RAW. Если вы используете Photoshop и Camera Raw, то вы также сможете легко использовать Lightroom, так как он имеет тот же движок Adobe Camera Raw, те же настройки и регулировки. Если вы только начинаете работать с форматом RAW, то вкратце скажу, что в модуле Develop вы сможете сделать глобальные корректировки (применяемые ко всему изображению), такие как настройка экспозиции, баланс белого, кривые, преобразование в градации серого, четкость, резкость, уменьшение шума, виньетирование (затемнение или осветление краев изображения), а также удалить хроматические аберрации.

Также вы можете сделать и многие локальные коррекции, которые применяются к выбранной области изображения. Для этого используются инструменты Adjstment Brush и Graduated Filter. Можно даже сделать виртуальные копии (копии изображений без создания фактической копии файла) для обработки в другом стиле. В последней версии Lightroom 4 так много возможностей, что можно спасти даже те изображения, которые раньше считались безнадежными для обработки.

6. Lightroom поддерживает многие плагины

Я делаю достаточно много фотографий HDR. Но чтобы собрать HDR, мне не нужно запускать отдельно программу Photomatix. Имеется плагин для LR, который делает весь процесс очень удобным. Я выбираю нужные изображения в Lightroom, затем выбираю плагин Photomatix, выполняю тонмаппинг в открывшемся окне программы, а сохранив получившееся HDR-изображение, автоматически возвращаюсь в Lightroom, где меня уже ждет эта картинка.

Таким образом, все мои изображения находятся в одном месте. Точно также можно переходить в Photoshop, если требуются операции со слоями, удаление каких-то объектов или глубокая ретушь, то есть то, что Lightroom сделать не в состоянии. Можно также открывать несколько изображений как слои в Photoshop или как смарт-объекты.

Lightroom также работает и с другими плагинами таких фирм как Topaz, Nik Software, Alien Skin, Imagenomic и других.

7. Легкость загрузки фотографий на соцсети и сайты

Используя функции публикации или специальные плагины, например, Zenfolio, можно выполнять следующие действия:

  1. Легко загружать изображения в галерею вашего сайта
  2. Отправлять фотографии в социальные сети, такие как Google+ и Facebook.
  3. При этом можно изменять размер и добавлять водяной знак.
  4. Сохранив настройки публикации в пресет, можно быстро использовать их снова для других изображений.

8. Оружие массового поражения - ПРЕСЕТЫ!

Пользователи Photoshop знакомы с экшенами, в которые можно записать определенный порядок действий и применять к другим изображениям в один клик. Lightroom также использует подобную, но отличающуюся систему, которая называется пресетами или предустановками. Это сохраненные настройки всех слайдеров и изменений, которые можно применить к изображению в один клик мыши.

Существуют буквально тысячи бесплатных пресетов для Lightroom, большинство из которых предназначены для модуля Develop, то есть для обработки изображения. Попробуйте ввести в поиск Google запрос "бесплатные пресеты для Lightroom" и посмотреть, что я имею ввиду. Только не забудьте указать версию программы, например, если у вас Lightroom 4, то так и нужно указывать. Я получил около 1.2 млн результатов в поиске!

Еще более интересной и мощной функцией является то, что пресеты можно сохранять и для других модулей и функций, например, для импорта изображений, экспорта, параметров печати, слайд-шоу, веб-галерей, настроек кистей и градиентов, метаданных, ключевых слов, копирайтов и так далее. В приведенном ниже примере используется одна и та же фотография с 7 различными предустановками. Первая фотография получена обработкой вручную, а к остальным семи ее видам я применил пресеты, просто кликнув по ним мышкой. За пару секунд - еще семь версий картинки!

9. Создание фотокниги прямо в Lightroom!

Сделайте фотокнигу прямо в Lightroom и сервис Blurb даст вам 20% скидку на печать вашей первой фотокниги. С появлением цифровой фотографии мы все больше приходим к тому, что наши изображения живут только виртуально в компьютере и на мониторе, либо в социальных сетях. Мы забываем, что такое напечатанная фотография, которая является уже материальным объектом, а иногда и произведением искусства. Фотокнига - это отличный способ дать фотографиям новую жизнь.

Вы можете отправить сверстанную книгу на печать в Blurb через интернет прямо из Lightroom!

10. Lightroom делает резервное копирование!

Lightroom не работает с оригиналами изображений, а только использует информацию из них в своей базе данных - каталоге. Там хранятся все миниатюры, а также вся информация, настройки и изменения.

Вы можете использовать один каталог для всех изображений или несколько. Lightroom сам напомнит вам о необходимости резервного копирования данных через какой-либо промежуток времени, который задается в настройках. Можно делать это даже каждый раз при закрытии программы.

Можно также выбрать опцию для создания резервной копии всех изображений на другой жесткий диск при их импорте. Это очень удобно для повышения надежности, в случае отказа одного жесткого диска (не обманывайте себя, думая, что ваш жесткий диск вечен). Это очень полезные функции для таких лентяев, как я. Пока я не потерял некоторые файлы, я как-то об этом не задумывался.

Бонус: Lightroom всегда хранит историю обработки!

Если вы привыкли работать в Photoshop или Elements, то вы знаете, что программа записывает ваши действия в определенное количество шагов истории. Таким образом, при желании вы сможете вернуться к более ранним операциям или отменить их. НО…

После того, как вы сохранили и закрыли файл, история обработки исчезает, даже в многослойных PSD или TIFF-файлах.

В Lightroom все, что вы делаете с изображением или виртуальными копиями, записывается и сохраняется! Вы можете закрыть Lightroom, открыть его на следующий день или позже, и вы увидите всю историю обработки изображений. Это огромное преимущество, особенно когда вы только учитесь обрабатывать изображения. Вы можете продолжить или вернуться на несколько шагов назад. Или сбросить всю историю и начать все сначала.

В Photoshop у вас нет таких вариантов и вы всегда начинаете с последних изменений.

Как начать работу с Lightroom?

Для этого можно загрузить пробную версию с сайта компании Adobe Systems. Вы получите пробную полнофункциональную версию программы на 30 дней. Затем вы сможете принять решение о покупке. Lightroom - это недорогая программа, по сравнению с Adobe Photoshop. Она стоит всего 149 долларов или 5101 руб. К тому же эта программа сделана компанией Adobe Systems, которая выпускает программные продукты, являющиеся отраслевыми стандартами для фото, видео и графической индустрии.


У программы 2 огромных отличия от конкурентов:

1) используется "не-разрушающий" метод работы с фотографиями
2) есть возможность обработки большого количества фотографий за короткий промежуток времени.

Все изменения фотографий, которые Вы делаете в Lightroom записываются в так называемый Каталог , создавая как бы сценарий обработки, но сами оригиналы фотографий остаются без изменений. И какие-то изменения, сделанные с одним фото могут быть применены к любым другим выбранные фотографиям всего за несколько щелчков мышки.

Если у Вас зеркалка (или другая камера, имеющая возможность снимать в формате RAW) и Вы много фотографируете (или планируете это делать), то будет стоять задача обработки нескольких десятков/сотен фотографий. Обработка такого объёма фотографий в обычном Photoshop "e может затянуться на очень долго, а вот Lightroom сможет справиться с этой задачей намного быстрей.

Описание программы здесь приводить не буду, но буду выкладывать ссылки на самые интересные статьи и ресурсы по Lightroom"у.

Если Вы решите начать использовать эту программу, то встанет вопрос - с кокой стороны к ней подъехать ??? Для облегчения процесса "подъезда" хочу порекомендовать видео уроки Кирилла Дорошенко , которых на данный момент насчитывается 41 .

Новые уроки и много полезной информации по программе Вы сможете найти на сайте Кирилла Дорошенко -
http://www.svetlayakomnata.ru/

Хочется сказать ему большое спасибо за огромный труд!!! Кстати, если после просмотра этих видео уроков у кого-то появится желание как-то Кирилла отблагодарить за проделанную работу, то на его сайте есть 2 кнопочки - "Поддержи сайт рублём" и "Donate" (для пожертвований через PayPal ).

Последняя версия Lightroom "a на данный момент (Ноябрь 2011) 3.5 , которую можно найти в Google

У меня всё установилось и заработало с первого раза.

После того, как Вы нащёлкаете эННое количество фотографий и решите их обработать в Lightroom "e, желательно ознакомиться с несколькими нижеприведёнными статьями, в которых описан рабочий процесс (Workflow) . Важно "правильно" начать использовать большие возможности программы, так как это сильно облегчит работу и сократит ваши затраты времени и сил.

Итак... несколько описаний рабочего процесса:

Первый шаг:
Для начала желательно купить новый жёстки диск (чем больше ёмкость, тем лучше) (а лучше два, благо цены на них не сильно высокие). Пусть один диск будет основным, а второй будет предназначен для резервного копирования оригиналов (и экспортированных) фотографий и копий каталога (или каталогов, если у Вас их несколько будет). Желательно на эти диски ничего больше не записывать и не устанавливать, кроме фотографий и дополнительных "примочек" для Lightroom"a.

Второй шаг:
Необходимо придумать структуру Ваших папок, куда Вы будете скидывать фото из камеры и где они будут храниться. Удобная структура облегчит Вам жизнь. Спасибо were_wolf за некоторые идеи.

Структура папок может выглядеть следующим образом:

Примечание: дополнительная информация по "лучшему" расположению файлов и каталогов указана ниже в секции Дополнения

Я создал папку ".templates " (которая содержит все необходимы под-папки), содержимое которой просто копирую в нужную категорию и год перед тем, как скинуть фотографии из камеры.

Формат папки у меня "mm.dd - название ", но можно добавить ещё год в начало (т.е. yyyy.mm.dd - название ), что может оказаться полезным только в случае случайного перемещения этой папки из одного года в другой.

Указав месяц, день и краткое описание я готов к трансферу.

Если Вы снимаете только в формате RAW , то можно скинуть все фотографии из камеры в папку RAW , открыть Lightroom , импортировать их и уже там начать просмотр и сортировку - что заслуживает внимания, а что заслуживает мусорки. Я на данный момент снимаю в RAW + JPEG и все фотографии для начала скидываю в папку JPEG . Первый раз просматриваю JPEG "и (при помощи AcDSee ) и удаляю явный брак и то, что "так себе" (попарно JPEG + RAW ). Просматриваю второй раз и выбираю те фотографии, которые заслуживают внимания (при просмотре JPEG"а перехожу в Проводник и передвигаю одноимённый RAW в папку RAW . После такой сортировки у меня отбираются "явные фавориты" в папке RAW , а всё остальное остаётся в папке JPEG на "всякий пожарный" (вдруг ещё какие-то фотографии надумаю обработать). На этом этапе можно сделать резервную копию всей папки. Теперь открываю Lightroom и импортирую отобранные фавориты.

Папку "Temp" использую для временных файлов (обычно в формате PSD ) которым нужна небольшая доработка в Фотошопе . Например поднятие резкости фото под WEB делаю в Фотошопе при помощи Экшена (Action) от Павла Косенко : Интеллигентная резкость (версия 2) . Т.е. экспортирую обработанную фотографию из Lightroom"a в папку Temp в формате PSD и размером 900х600 с последующим открытием в Фотошопе . Запускаю Action, поднимаю резкость, сохраняю в папку Exported в формате JPEG с качеством "10 ". Т.е. "конечный результат" у меня оказывается в папке Exported , от куда уже можно загружать в свой Блог или ещё куда. В Lightroom"e тоже есть инструменты по поднятию резкости, но у Фотошопа результат мне нравиться больше, хотя получается немного не удобно (экспорт - открытие_в_фотошопе - манипуляции - сохранение).

Надо будет поэкспериментировать со всеми ползунками, может и получиться добиться качественного результата.

Очень часто начинающие пользователи Lightroom"a сталкиваются с такой проблемой: при просмотре только что импортированной фотографии, оно (фото) отображается нормально, но через секунду-две цвета меняются и результат становиться хуже чем только что было.

В первый момент Lightroom показывает JPEG , который встроен в RAW , а чуть позже показывается вариант "интерпретации" Вашего RAW"a в зависимости настройки Профиля камеры. Весьма вероятно проблема именно в неверном Профиле, который надо выбрать в секции Camera Calibration

Если там стоит ACR** или Adobe** , то поменяйте на Camera** - это должно помочь в "правильном" отображении Ваших фотографий.

В описанных выше вариантах рабочего процесса советуют создавать так называемые Умные Коллекции (Smart Collection) в которые фотографии будут попадать автоматически при изменении их статуса. Особенно хорошо настройки Smart Collections описаны в последней статье... только там по английски.

Чётко определите для себя "статусы " и это автоматизирует сортировку фотографий автоматически по нужным папкам (Умным Коллекциям ).

На этом всё, что касается начала работы в Lightroom "e.

Сайты

Теперь список полезных и интересных Интернет Ресурсов по Lightroom "у:

Основные русскоязычные сайты:

Плагины

Lightroom поддерживает Плагины . Список самых интересных и полезных из них приведён ниже. Если Вы знаете ещё какие-то хорошие Плагины, напишите мне, я их добавлю в список.

Мощнейший пакет из нескольких Плагинов на (почти) все случаи жизни!!! В комплект входят:


1) Sharpener Pro - для поднятия резкости

2) Color Efex Pro - большой набор фотографических фильтров, которые предназначены для улучшения ваших цифровых фотографий. В состав пакета входит более 50 фильтров и 250 различных эффектов.

3) Silver Efex Pro - новый превосходный плагин для Adobe Photoshop, позволяющий фотохудожникам выполнять стилизацию современных цифровых изображений под стильные черно-белые снимки.

4) Viveza – превосходный плагин, расширяющий функциональность набора инструментов для редактирования цифровых изображений

5) Dfine - потрясающий плагин для Adobe Photoshop, позволяющий избавиться от шума любого типа на ваших фотографиях.

6) HDR Efex Pro - инструмент для создания HDR (High Dynamic Range) изображений. Создан в помощь фотографам профессионалам и Proлюбителям для быстрого и легкого улучшения полного спектра HDR. Интересная статья про использование этого плагина лежит тут: HDR или псевдо-HDR с помощью Nik HDR Efex Pro



Все плагины совместимы как Lightroom , так и с Фотошопом .

Пресеты

Различные варианты обработки можно сохранять в так называемых Пресетах (Preset), которые можно скачать из Интернета и применять к своим фотографиям.

Небольшая подборка Пресетов есть тут:
2) Все фотографии, загружаемые с фотоаппарата , так же желательно хранить на отдельном физическом диске, отдельно от Каталога

3) Все готовые фотографии, которые будут Экспортироваться Лайтрумом, желательно так же хранить на отдельном физическом диске, отдельно от каталога и оригиналов .

4) Желательно иметь 64х-битную операционную систему так же как и 64х-битную версию Lighroom"a и Photophop"a .

5) Желательно иметь скоростной многоядерный процессор и чем больше оперативной памяти, тем лучше (от 4ГБ и выше)

6) Периодически проводите Оптимизацию Каталога из File > Optimize Catalog . Это действие запускает проверку структуры каталога и сжимает его до оптимального уровня.

7) Повышение размера кэша для Camera RAW позволит увеличить производительность модуля Develop (скриншот ). Edit > Preferences > File Handling > Camera Raw Cache Settings . Дополнительная рекомендация - хранить кэш на быстром диске (если он есть в системе).

Всё вышеперечисленное, думаю, очень актуально если идёт разговор про обработку большого числа фотографий и частого использование Lightroom"a.

и ещё несколько советов по работе Lightroom"a с Photophop"ом:
8) Если нужна доработка фотографии в обычном Photophop"е , то из Lightroom"а файл желательно сначала экспортировать в формат TIFF , иначе часть "качества" будет потеряна на этом этапе.

9) В Фотошопе можно создавать Дроплеты на основе Экшенов (звучит странно, но на самом деле всё просто) и эти Дроплеты использовать при экспорте фотографий из Лайтрума для автоматизации однотипных изменений, которые бы Вы в ручную проводили в Фотошопе (например повышение резкости). Подробная статья

Adobe Photoshop Lightroom для начинающих

Продолжаю серию статей для раздела "Фотография для чайников". В данной статье мы поговорим об обработке фотографий, потому что без постобработки кадров не обойтись в 95% случаев. Почему?

Во-первых, потому что динамический диапазон камеры отличается от динамического диапазона человеческого глаза. Во-вторых, потому что камера не всегда точно передает баланс белого цвета. В-третьих, камера может неточно выставить экспозицию (соотношение светочувствительности ISO, диафрагмы и выдержки). В-четвертых, фотография может нуждаться в кадрировании (вырезании определенной части кадра). В-пятых, может потребоваться изменить яркость, контрастность и другие настройки для достижения определенного результата. Поэтому свои фотографии нужно уметь обрабатывать.

Одним из лучших инструментов для обработки фотографий является Adobe Photoshop Lightroom . Эта программа позволяет в удобной форме работать с вашим фотоальбомом, она предоставляет очень мощные возможности обработки как отдельных кадров, так и набора изображений, она также может публиковать отредактированные изображения в соцсетях и так далее и тому подобное. Одно из самых интересных и даже в чем-то уникальных свойств этой программы - она целиком и полностью сохраняет оригинал изображения, потому что все стадии редактирования хранит в собственной базе. (Например, в редакторе ACDSee редактирование производится на самом изображении и программа сохраняет оригинал в специальной подпапке, что не слишком удобно.)

Несмотря на то что Adobe Photoshop Lightroom - программа очень мощная и ее используют профессиональные фотографы, начинающим фотографам-любителям потребуется совсем немного времени, чтобы научиться использовать эту программу для обработки своих фотографий. Там просто нужно усвоить несколько базовых понятий и изучить, как работают основные функции обработки, - и в этом, надеюсь, поможет данная статья.

1. Добавление папки с фотографиями в базу Lightroom

Чтобы начать работать с изображениями, их нужно добавить в базу Lightroom. Делается это очень просто: File - Import Photos and video (или просто нажать Ctrl+Shift+I) и в левой колонке выбрать нужную папку.

По умолчанию все фотографии помечаются для импорта, так что вам остается только нажать кнопку Import в правом нижнем углу.

2. Просмотр изображений в Library

После импорта вы попадаете в режим просмотра изображений Library.

По умолчанию выставляется сортировка Added Order (в порядке добавления), но я рекомендую там выбирать Capture Time (по времени съемки) - так удобнее.

В правой колонке можно раскрыть закладку Metadata - там будет выводиться полезная информация о фотографии из EXIF.

Выбираем фотографию, которую нам нужно обработать, и переходим в пункт Develop (обработка).

3. Первичное редактирование фотографии

Рассмотрим различные стандартные задачи обработки фотографий.

Кадрирование

Режим кадрирования - значок слева сверху на панели инструментов. Фото при этом снабжается сеткой по золотому сечению, которая помогает корректировать композицию. Ползунок Angle - поворот изображения. Иногда помогает нажать там Auto - в достаточно простых случаях (заваливание горизонта или здания) вполне корректно выравнивает кадр.

Баланс белого

В сложных условиях освещения баланс белого необходимо корректировать. Для этого есть соответствующая секция панели инструментов, и там есть выпадающее меню, где можно выбрать соответствующие условия съемки (это для RAW, для JPG только "как есть" и "авто").

Ну и также при необходимости баланс можно регулировать вручную с помощью ползунков.

Регулировка тона

Это чаще всего бывает задействовано: экспозиция, контраст, тени и прочее.

Можно сначала нажать на Auto, посмотреть на результат и затем подкорректировать его под свой вкус. Смотрите, что с этой фотографией делает Auto - она так выглядит значительно лучше, не так ли?

Кстати, вывести в различных видах фото до обработки и после - пиктограммы снизу слева: они переключают варианты сравнения кадров.

Следующая секция Presense - там все три параметра довольно важны.

Clarity увеличивает четкость выделения контуров. Вот, например, Clarity на максимуме - интересный эффект получается, не так ли? Злоупотреблять этим, конечно, не следует (как и всем остальным), но для многих сюжетов Clarity приподнять на 20-30 пунктов бывает полезно.

Vibrance - насыщенность приглушенных тонов. Вот этот параметр приподнят на 40 единиц.

Saturation - насыщенность всех цветов. Я ее крайне редко приподнимаю, скорее наоборот - бывают случаи, когда насыщенность приходится уводить в минус на 10-20 единиц, чтобы кадр выглядел менее открыточно. Вот Saturation на полную - вырви глаз, что называется.

Улучшение фотографии

В разделе Detail секция Sharpening позволяет поколдовать с резкостью, для чего там в окошке можно вывести какую-нибудь наиболее характерную часть кадра. Но я резкость правлю крайне редко.

А вот следующая секция Noise Reduction (подавление шума) может быть довольно полезной в случае редактирования ночных кадров, где на высоких ISO может появляться сильный цифровой "шум" (особенно часто это проявляется при съемке на фотокамеры с небольшим размером матриц).

Вот, например, кроп ночного кадра, снятого на смартфон очень среднего качества. Видите, какой "шумный" снимок?

Если на этом кадре начать прибавлять Luminance в секции Noise Reduction, тогда "шум" постепенно начнет уходить, но картинка начнет "замыливаться", то есть размазываться. Ну и здесь нужно подобрать разумный компромисс между "шумом" и "замыливанием".

В разделе Lens Corrections очень желательно включить опцию Enable Profile Corrections: в этом случае программа на основании информации об объективе из EXIF подберет его профиль и применит к снимку - в результате будут исправлены хроматические аберрации, геометрические искажения и виньетирование. Это всегда имеет смысл делать.

Секция Transform обычно применяется в случаях, когда нужно откорректировать геометрические искажения - такое нередко случается, когда здания фотографируются с нижней точки. Вот, например, фотография с явным искажением.

Идем в раздел Transform и просто нажимаем кнопку Auto - во многих случаях она помогает. Вот результат ее работы.

Если Auto сработала неправильно, то геометрию можно править вручную ползунками.

В разделе Effects самый нижний ползунок - Dehaze. Эта функция очень полезна для удаления тумана и дымки, но она также позволяет легко и быстро подконтрастить облачка.

Вот, например, результат ее работы - Dehaze увеличено до +45.

Еще один способ подконтрастить облака и небо - прямоугольный прозрачный градиентный фильтр. Инструмент вызывается справа сверху. Фильтр мышкой накладывается на область неба.

Далее играетесь с различными параметрами фильтра - экспозиция, контраст, четкость, - и можно добиться интересных эффектов. Ну и после того, как вы выйдете из режима работы градиентного фильтра, можно слегка подкорректировать общую цветовую насыщенность и прочие параметры, если это потребуется.

Кстати, с прозрачными градиентными фильтрами (тут есть еще круглый) можно делать очень интересные вещи, но это уже выходит за рамки данной статьи.

Замечу, что с помощью обработки можно вытаскивать даже практически запоротые кадры. Вот, например, явный брак - свет очень контрастный, деталей в тенях практически нет.

Буквально пара минут - убрали дымку, поигрались настройками - уже совершенно другой вид.

Пресеты

В Lightroom также есть очень удобная вещь, которая называется "Пресеты" (Presets). Это набор предустановленных настроек. У каждого фотографа есть какой-то свой базовый набор предустановок для тех или иных сюжетов, также пресеты очень удобно использовать для пакетной обработки группы файлов.

В режиме Develop группа пресетов располагается в блоке слева.

Чтобы добавить новый пресет, нужно просто нажать на плюсик, расположенный в блоке справа сверху, и дальше отметить, какие именно параметры сделанных настроек требуется включить в данный пресет.

Ну и замечу, что пресеты также можно использовать и при импортировании фотографий, и при экспортировании.

История

История всех ваших операций ведется в разделе History, и там можно откатываться на любую позицию. Также есть общая кнопка Reset, которая возвращает фотографию к оригинальному виду.

Экспорт

После того как фотография отредактирована, вам ее нужно будет сохранить в готовом виде. Для этого существует команда Export (Ctrl+Shift+E). Вы выбираете, в какую папку делать экспорт, как переименовывать файл, в каком качестве его сохранять, делать ли уменьшение кадра, какие данные EXIF там сохранять. Для публикации в Интернете я обычно уменьшаю кадр до 2560 пикселей по ширине.

Если вы хотите при экспорте поставить на изображение свой логотип, для этого здесь существует Watermark Editor (Edit - Edit Watermark). Свой логотип лучше всего сделать в виде картинки соответствующего размера на прозрачной подложке, у меня этот логотип белого цвета с небольшой черной тенью - вот он.

При экспортировании указано использовать данный логотип и помещать его в правый нижний угол - в результате получается как-то так (это стопроцентный кроп).

Если же смотреть на фотографию полностью - логотип маленький и восприятию не мешает, а то у некоторых блогеров этот логотип занимает чуть ли не четверть изображения.

Замечу, что, хотя я в примере рассматривал файлы в формате RAW, для JPEG в принципе все будет очень похоже.

Ну вот, пожалуй, и все для самого стартового курса. Как видите, в Lightroom нет ничего сильно сложного и базовые возможности редактирования вы можете освоить буквально за пару-тройку часов. Другое дело, что Lightroom - инструмент очень мощный и с его помощью с изображениями можно делать всякие интереснейшие вещи, но тут главное - начать, а потом уже будете изучать Lightroom во всех подробностях (если оно вам вообще понадобится).

Также, начиная работать с этой программой, следует помнить, что любая обработка должна быть в меру и что не надо крутить ползунки туда-сюда, если вы не понимаете, что они вообще делают. Стандартная ошибка почти всех начинающих - перешарп, перегруз цветов по насыщенности и кислотности, задирание теней и так далее, от чего фотография не улучшается, а, наоборот, выглядит очень неестественно. Все должно быть в меру. Но это приходит с определенным опытом.

P. S. Кстати, большинство из вышеописанных возможностей доступны и в мобильной версии Adobe Photoshop Lightroom.

Многие пользователи Photoshop не имеют представления о некоторых преимуществах Adobe Photoshop Lightroom. Некоторые даже точно не знают, для чего нужно это приложение и чем оно отличается от Bridge.

Сегодня мы расскажем вам, зачем собственно нужен Lightroom, а также выделим десять причин начать пользоваться им уже сегодня!

1. Быстрый доступ к фотографиям в формате RAW

До появления Lightroom многие фотографы и фоторедакторы долго жаловались, что им необходим более удобный способ просматривать, систематизировать и редактировать фотографии. Если вы когда-либо уже пытались разобраться в сотнях и тысячах фотографий без такого приложения, как Lightroom, то вы знаете, что это очень утомительный процесс. Поэтому быстрый и удобный доступ к фотографиям в формате RAW - одно из главных преимуществ Lightroom.

Приложение умеет быстро связывать фотографии в единый каталог, который записывает изменения, сделанные вами в самих фотографиях, но оставляет их нетронутыми там, где они хранятся. Это экономит мощность процессора компьютера и пространство для хранения. Таким образом, у вас могут накопиться тысячи или десятки тысяч фотографий RAW высокого разрешения, а Lightroom всё равно открывает каждую из них за пару секунд и отображает все фотографии вместе.

Начиная с версии Lightroom 4 появилась интересная функция Embed Fast Load Data. Она позволяет загружать фотографии в формате Digital Negative (DNG) намного быстрее. Единственный её минус состоит в том, что фотографии становятся чуть больше по размеру. DNG - собственный формат Adobe для RAW-фотографий, который прекрасно подходит для архивирования.

Lightroom быстро превращает все файлы Camera RAW в DNG. Сейчас Lightroom - это часть Creative Cloud, поэтому вы можете легко скачать последнюю версию и посмотреть, как она работает.

2. Несколько способов добавлять ключевые слова

Ключевые слова экономят массу времени при поиске файлов, но чтобы добавить их для всех фотографий, нужно время. Здесь Lightroom прекрасно проявляет себя! В Bridge также имеется возможность добавлять ключевые слова, но Lightroom предлагает гораздо больше. Ключевые слова можно добавить уже во время загрузки фотографий, к выбранным группам изображений, быстро применить их с помощью Painter Tool, а также назначить горячие клавиши.

3. Гео-теги с помощью встроенный Google Maps

Эта функция впервые появилась в Lightroom 4, и она открывает совершенно новый способ группировки фотографий по географическому признаку. А если у вашей камеры есть GPS, вам не придется назначать гео-теги вручную, так как они автоматически появятся на карте в приложении.

Модуль Map использует Google Maps, и для его работы необходим доступ к Интернету.

Если у вашей камеры нет функции GPS, вам придется вручную помещать фотографии на карту, но здесь Lightroom облегчит задачу с помощью интуитивных функций и простого интерфейса. Любое местоположение легко найти через поиск, а фотографии нужно всего лишь перетащить мышкой.

Для тех мест, которые вы посещаете часто, можно установить Saved Locations, что опять-таки экономит массу времени. Lightroom автоматически сохраняет метаданные ваших фотографий, такие как страна, город или промежуточное местоположение. Всё эт очень пригодится при поиске нужных фотографий в каталоге.

4. Редактирование On-image

Ещё одна отличная функция Lightroom - On-image Tool, который выглядит как маленький круг со стрелкой наверху и внизу. Этот инструмент можно найти под панелями Tone Curve и HSL / Color / B&W. С его помощью можно применить локальную коррекцию к конкретным частям изображения. Корректирование становится более интуитивно понятным и эффективным.

5. Сохранять файлы не нужно

Никакие изменения, произведенные вами в фотографиях, сохранять в Lightroom не нужно: они автоматически сохраняются в базе данных приложения и не влияют на оригинальные фотографии.

Также Lightroom сохраняет историю процесса редактирования по шагам для каждой фотографии! В Photoshop вы такого не увидите, а в Lightroom всё происходит автоматически. Вы также можете просмотреть все шаги в истории через панель Navigator.

6. Просмотр До и После

Просматривать фотографии до и после внесения изменений очень важно в процессе редактирования, и здесь Lightroom вновь показывает себя с лучшей стороны! В модуле Develop вы можете выбрать 4 различных опции просмотра, чтобы увидеть разницу между оригинальным изображением и отредактированным:

  • Before/After Left/Right
  • Before/After Left/Right Split
  • Before/After Top/Bottom
  • Before/After Top/Bottom Split

Режим Split позволяет просмотреть изменения на одной фотографии, и вы с лёгкость можете передвигать разделяющую линию, чтобы сравнить каждую часть фотографии. Для этого нужно всего лишь выбрать фото и увеличить его.

7. Фильтры для каталога

Мы уже говорили о том, что Lightroom позволяет добавить ключевые слова и данные GPS в каталог, чтобы сэкономить время при поиске. Но Lightroom также может быстро отфильтровать и просмотреть фотографии в модуле Library.

Включив меню фильтра, вы увидите 4 колонки для уточнения критериев поиска. Начинать нужно с левой колонки и добавлять критерии до тех пор, пока критериев не будет достаточно, чтобы найти нужные файлы.

8. Виртуальные копии

Мы говорили о том, что Lightroom не меняет фотографии, а лишь сохраняет изменения отдельно в базу данных. С помощью этой технологии Lightroom позволяет сохранять несколько различных вариантов редактирования фотографии в качестве виртуальных копий. Вы сэкономите место на компьютере, так как не нужно сохранять эти варианты, чтобы сравнить их.

9. Редактирование видео

Несмотря на то, что Lightroom используется в основном для редактирования и хранения фотографий, в нём имеются функции для редактирования видео.

Никаких расширенных возможностей, как в Adobe Premiere, здесь нет, но вы легко можете обрезать видео и откорректировать баланс белого или экспозицию видео.

При редактировании видео нет возможности пользоваться модулем Develop, но модули Library и Quick Develop доступны.

10. Создание фото-книг

Начиная с версии 4, Lightroom позволяет создавать фото-книги из фотографий, загруженных в каталог пользователя, а также заказать печать с помощью онлайн-сервиса Blurb. Встроенный макет редактирования прекрасно подходит для тех, кто хочет предложить клиентам дополнительную услугу в виде профессионально напечатанных фото-книг. Вам не нужно осваивать дополнительные приложения, такие как InDesign; всё можно сделать сразу в Lightroom. Свадебным фотографам или фотографам различных событий эта функция непременно понравится!

Поделитесь публикацией

Правовая информация

Переведено с сайта psd.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png