Функциональный анализ образования имеет своей целью связать его существование с более широкими, глобальными целями, осуществлению которых оно служит. Используем функциональный анализ как один из подходов к выявлению ценностно-целевых ориентиров образования через определение его значения в социуме и культуре как системах более высокого иерархического уровня. Следует отметить, что современный социокультурный контекст существенно отличается от того мира, когда формировались традиционные представления об образовании, поэтому прежде чем рассмотреть функции образования, обратимся к характеристикам современного мира.

Первый важный момент – это переход человечества к постиндустриальной, технологической, информационной эпохе своего развития , в которой важнейшую роль играют не столько научные знания, описывающие мир, сколько технологии его преобразования. Материальное производство хоть и поднимается в абсолютных объемах, но перестает играть ведущую роль, уступая ее интеллектуальным продуктам: высоким технологиям, методологиям деятельности, информационным новшествам и потокам.

Пониманию сущностных отличий постиндустриальной цивилизации от других, предшествующих ей, способствует следующая таблица.

Таблица 1

Технологии человеческих цивилизаций



Постиндустриальному обществу необходима инновационная экономика – экономика, основанная на знаниях, новых технологиях и человеческом капитале. Основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек, от которого требуются не только профессиональные знания, умения, исполнительность и дисциплина. На первый план выходят его духовно-нравственные качества, творческий потенциал, его культура и профессиональная компетентность. Именно человек как ответственный, компетентный, постоянно развивающийся субъект инновационной, высокотехнологичной и природосообразной профессиональной деятельности, реализующий в ней свой уникальный творческий потенциал, будет определять развитие постиндустриального общества.

Вторая значимая характеристика современного мира находится в сфере идеологии – это переосмысление места и роли человека как в производстве и общественном развитии, так и в глобальных процессах. Постепенно приходит осознание, что не только и не столько производственная деятельность, сколько собственно человеческие качества – важнейший фактор прогресса и самого выживания человечества.

Возникновение глобальных проблем, связанных с системным неблагополучием цивилизации, способствовало переоценке сложившегося пути развития, привело к актуализации заимствованных, в первую очередь, из Восточной философии идей бесконечного человека, высшей гармонии Вселенной, исключающей противопоставление человека и природы. Анализ общенаучной картины мира, синтезированной с позиции постнеклассической науки, также свидетельствует об изменении места человека в ней. Человек в его научной интерпретации как отстраненно познающее и преобразующее объекты мира конечное биосоциальное существо превращается в «космо-био-психо-социальное» (Ю.Г. Волков), масс-энерго-информа­ционное единство, соразмерное миру и эволюционирующее по общим с ним законам, не порабощающее природу, а вступающее в диалог с ней (И. Пригожин), обеспечивающий коэволюцию человека и природы (Н.Н. Моисеев).

В современном мире все больше осознается та истина, что человек не средство, а цель общественного прогресса, все больше актуализируются гуманистические и экологические ценности культуры. Решающими факторами и критериями общественного прогресса выступает не только совокупность экономических показателей, а также то, обеспечено ли необходимое качество жизни, созданы ли условия, предоставляющие людям возможность самореализации, то есть возможность достижения жизненных целей, наиболее полного раскрытия своего интеллектуального, духовного, творческого потенциала.

Третья характеристика современного мира связана с качественно новыми условиями жизни, социализации, развития человека. Безусловно, здесь важнейшую роль играет появление новых информационно-коммуникационных технологий . Будучи порождением общества, новые технологии вызывают существенные изменения в культуре, социально-экономических отношениях, в общественной структуре, воздействуя не только на ее функционирование, но и глубоко проникая в жизнь каждого человека, открывая необыкновенные возможности, создавая новые формы свободы, влияя на его восприятие и понимание мира, поведение, привычки.

Новые технологии влекут за собой перемены в сфере разделения труда и организации производства, в движении капиталов и финансовых рынках, в организации общественных и государственных институтов, в системах обмена информацией и т.д. Растущие оперативность, мобильность и гибкость, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, делают естественным переход к сетевым, т.е. более многообразным и «дальним» формам организации различных сфер человеческой активности. В экономике это – сетевое предприятие, в политике – интерактивная, более чуткая к волеизъявлению граждан политическая система, в культуре – единая мировая информационная сеть Интернет и глобальные масс-медиа. В результате формируется новая среда жизнетворчества, в которой меняется смысл пространства и времени. Коммуникационные технологии лежат в основе «сжимания пространств» и углубления взаимозависимости мира. Сети, не меняя принципиально функционального содержания социальной жизни, трансформируют характер и порядок взаимодействия между людьми. Кроме того, их появление существенно изменяет жизнь людей. «Социальные связи операционализируются, становятся все более безличностными и мимолетными… Человек становится генератором сообщений. Чтобы быть включенным в жизнь сетевого общества, он должен занимать правильное место среди потоков сообщений и выстраивать сложные коммуникативно-деятельностные конфигурации… Ему приходится много перемещаться, решать много разноплановых задач, перерабатывать большие объемы информации, порою – ценой колоссальных физических и психологических перегрузок».

В современном мире обостряется ряд противоречий. С одной стороны, «сетевое общество» и глобальная взаимозависимость повышают значимость действий каждого человека, с другой – быстрые изменения условий жизни и труда, нарастание стрессовых ситуаций зачастую превосходят способность человека к адаптации, что ведет к нарушениям здоровья, сбоям, ошибкам в деятельности. Кроме того, в современном обществе часто правят законы потребления и материального обогащения, а средства массовой информации заливают человека «потоком стимуляции». В нем ведутся информационные войны, объектом которых является сознание человека, используются психотехнологии внушения и манипулирования, расширяется «легкий» мир соблазнов, ведущих к наркотическим, игровым, технологическим зависимостям. Все это существенно изменяет среду социализации нового поколения. В этих условиях особенно важно, чтобы человек видел, куда он идет, к чему стремится, а для этого ему необходимо понимать себя, уметь различать, что существенно именно для него, что имеет смысл, в чем он свободен и за что ответственен. И, безусловно, в такой среде повышается актуальность задачи нравственного возвышения людей, что ставит образование на особое место.

Современные данные говорят о том, что в разных странах обнаруживается снижение этической планки в сознании и поведении немалого числа молодых людей, падает авторитет традиционных культурных ценностей, освященных столетиями, развиваются антикультурные тенденции среди различных групп населения. Это не только следствие цивилизационных изменений, но и свидетельство кризиса образования – неспособности образовательных систем отвечать реалиям изменившегося общества.

Таким образом, в современном обществе образование становится главным ресурсом общественного прогресса, подлинным капиталом каждого человека и человечества в целом . Причем образование в современном мире призвано не столько передавать знания и формировать типовые умения, сколько способствовать раскрытию индивидуальности ребенка, его личностному становлению, формированию целостного миропонимания и нравственных ценностей, развитию интеллектуальных и творческих способностей, умений решать проблемы, созданию внутренних условий для дальнейшего самообразования, саморазвития и продуктивной самореализации.

Исходя из этих позиций, рассмотрим функции современного образования , под которымибудем понимать проявления его необходимых свойств, соотносимые с различными сферами действительности, которым оно служит. Традиционно выделяют три таких сферы: культура, общество, человек и соответственно, культурную, общественную и гуманистическую функции образования. Несмотря на разделение функций, все они взаимосвязаны так же, как взаимосвязаны стороны действительности, к которым они относятся. Так, например, требования социального заказа не могут существовать иначе, чем в контексте культуры. Однако общечеловеческие ценности могут «уступать натиску» временным требованиям технико-технологического развития. Между функциями можно наблюдать некоторые пересечения (поскольку анализу подвергается одно целостное явление), но отсутствие тождества (поскольку ракурсы анализа различны).

Культурная функция образования имеет несколько аспектов. Как указывалось выше (§1.3), образование есть культурно оформленный процесс передачи старшими поколениями и присвоения младшими образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, способов деятельности, отношений, ценностей.

Профессор Н.Г. Багдасарьян говорит о том, что образование, будучи важнейшим трансляционным механизмом в структуре культуры, выполняет функцию «генетической матрицы» или информационной структуры-кода. В этом качестве образование выступает функциональной подсистемой других систем, пронизывая всю инфраструктуру культуры, аккумулируя в себе все другие интенции человеческой активности, обеспечивая непрерывность воспроизводства мира искусственных порядков. В рамках культурной миссии ею выделены три функции образования: трансляционная – освоение универсальных культурных ценностей, нормативно-конвенциональная – достижение культурной идентичности, согласованности действий в обществе и инновационная – развитие личности, способной к творческой деятельности.

Образование – это не только часть культуры и способ ее трансляции, но и средство воспроизводства и развития культуры . Поэтому в реализации культурной функции значение имеют как овладение растущим человеком определенными знаниями, умениями, навыками, так и формирование культуры мышления, самостоятельного поиска, творчества, созидания. Здесь важны и освоение культурных ценностей, и творческая переработка культурного опыта, воспроизводство культуры не в неизменном виде, а в «пропущенном через себя», преобразование культурных значений в собственные смыслы, что невозможно без личностного самоопределения – определения своих отношений, позиций, ценностей, ведущего к формированию мировоззрения – системы воззрений на мир. Причем в современном мире производство собственной культурной индивидуальности должно быть сопряжено с ответственностью человека за то, что именно он привносит в мир.

Общественная функция образования проявляется в том, что оно является институтом социализации личности, подготовки новых членов общества. От того, насколько эффективно образование выполняет социальный заказ, зависит развитие производства и других сфер общественной жизни. Если цель общества – прогресс, то образование должно путем обучения, воспитания, развития личности обеспечить саморазвитие общества. Учитывая особенности современного мира, рассмотренные выше, такой прогресс могут обеспечить творчески мыслящие, инициативные, ответственные, самостоятельные члены общества, способные осваивать новые способы деятельности, решать не только проблемы сегодняшнего дня, но и те, которые возникнут в будущем. Только непрерывный процесс образования–самообразования может обеспечить эффективное существование человека в быстро меняющихся условиях жизни в современном обществе.

Профессор А.В. Непомнящий как основание критерия динамики человеческих систем приводит следующий базовый постулат: общество развивается, если дети в нем по своим способностям и темпам их реализации превосходят своих отцов и матерей; общество находится в состоянии застоя, если дети достигают только уровня родителей; общество деградирует, если дети отстают в своем развитии от соответствующего возрастного уровня родителей. Постулат достаточно прост и очевиден, однако также очевидно, что традиционное репродуктивное образование по типу «передача – присвоение знаний» не сможет реализовать общественную функцию в данной интерпретации.

Каждое новое поколение должно не только усвоить опыт предыдущего, но и двигаться дальше в своем развитии. Именно эта идея концентрирует основное содержание общественной функции образования. В этом плане реализация образованием данной функции предполагает формирование личностных основ – способности и готовности растущего человека к самостоятельной организации своего непрерывного образования, к постоянному саморазвитию.

В гуманистической функции образования отражается его значимость для каждого человека, находящегося в образовательной реальности. На основании изложенного выше (см. §1.4) можно говорить о том, что образование будет значимо для каждого человека, если оно способствует удовлетворению его потребностей, достижению жизненных целей, жизненному благополучию, причем как текущему, так и дальнейшей успешной жизненной самореализации. Безусловно, образование не может создать будущие внешние условия благополучной жизни человека, однако поддержкой личностного становления ребенка, развитием его творческого потенциала, «выращиванием» духовно-нравственных ценностей оно может способствовать реализации этой функции.

В педагогике распространенной является точка зрения, согласно которой, образование, развивая духовные силы, способности и умения, создавая условия для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, обеспечивает возможности для личностного и профессионального роста, способствует овладению средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, саморазвития творческой индивидуальности. Другое аналогичное, но не тождественное предыдущему мнение: «гуманитарная функция образования состоит в том, чтобы помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству. Она также состоит и в смягчении социальной напряженности, в восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, общественной нравственности, гражданского мира».

Как говорилось выше, функции образования представляют собой взгляд на образование с различных ракурсов и поэтому не совпадают между собой. Однако образование – целостный объект, который не должен основываться на противоречивых запросах, когда общество требует одно, культура несет в себе другое, а человек хочет совсем иного, не соответствующего первым двум. Снятию противоречий между функциями образования способствует предложенный подход к пониманию образования как гуманистического феномена. В таком понимании гуманистическая функция образования не «противостоит» культурной и общественной, а «вбирает» их на уровне следствий, декларируя приоритет безусловной ценности каждого человека, вне зависимости от того, отвечает ли он требованиям общества и культуры. Как показано выше (см. §1.4), развитие человека «для себя» не исключает, а предполагает освоение культуры, формирование нравственных ценностей и социально одобряемых целей. Итак, альтернатива «образование для прогресса общества и сохранения культуры или для самого образовывающегося человека» заменяется интегральной позицией: образование ради благополучия человека – субъекта собственной жизни, общественного и культурного развития (рис. 1).

Рис. 1. Функции и назначение образования

С этих же позиций дается понимание образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Такое образование существенно отличается от существующего в «репродуктивно-педагогической цивилизации» традиционного процесса передачи носителем (педагогом) накопленного человечеством социокультурного опыта и получения учеником готового знания. Изменение назначения образования, его сущностного понимания требует пересмотра всех его компонентов: цели, принципов, содержания, форм и методов. В соответствии с тезисом о том, что все познается в сравнении, обратимся к сравнительному анализу образовательных парадигм, который позволит уточнить представления о базовых подходах к пониманию сущности образования, определяющих, в свою очередь, модели, методы, образцы педагогической деятельности.

Образовательные парадигмы

Каждый тип образования базируется на определенных мировоззренческих предпосылках, взглядах на сущность человека, его роль и место во Вселенной, в социуме, иными словами, на конкретных парадигмальных основаниях. В зависимости от парадигмы, образование будет развивать разные стороны человека и, соответственно, будет иметь различные результаты. Образовательная парадигма – это совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику (педагогические задачи, стиль взаимодействия участников и пр.).

Традиционно понятие парадигмы используется в науке для обозначения некоторой единой «матрицы», сквозь которую большинство ученых смотрят на исследуемую реальность в определенный исторический период. Парадигма является основанием выбора научных проблем, моделью, образцом решения исследовательских задач. В гуманитарных науках парадигма определяется ви дением мира в человеке и человека в мире, признанием наличия в нем тех или иных сторон, подходами, способами его изучения (методами научного исследования). Образовательная парадигма, с одной стороны, есть часть научной парадигмы, с другой – отражение личной философии педагога, творящего образовательный процесс. Образовательная парадигма также исходит из определенного понимания сущности человека, но, в отличие от научной, концентрирует внимание не на способах познания, а на понимании того, что есть подлинное образование. Поэтому и проявляется она не столько в процессе познания реальности, сколько в теориях образования и в решении его практических задач.

В зависимости от философско-психологической концепции человека, лежащей в основе определения цели и способов образования, можно выделить три парадигмы: авторитарную, деятельностную и гуманистическую.

Авторитарная парадигма исходит из того, что человек – суть биологическое существо, наделенное от природы рефлексами, потребностями, влечениями. Его поведение определяется именно этими, в основном биологическими характеристиками и усвоенными нормами и стереотипами действий (приобретенными реакциями). В обществе он выполняет роль «винтика» общественно-производственного механизма, а следовательно, его самоценность отрицается. Основное назначение образования с этих позиций – адаптация биологической природы человека к жизни в обществе и обеспечение человека необходимым для выполнения своей функции набором знаний и умений. Основным подходом к осуществлению образования становится управление его поведением, научение, выработка привычек. Идея о том, что воспитанный человек – это умеющий правильно себя вести, достаточно прочно закрепилась в общественном сознании.

Авторитарное образование осуществляет такую систему воздействий на ребенка и взаимоотношений с ним, при которой он полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя. Ребенок при этом понимается как объект воздействия, а общение с ним носит формальный, ролевой характер. Игнорируются не только индивидуальные особенности, интересы, но и актуальное состояние ученика. Педагог ориентируется, в первую очередь, на поддержание строгой дисциплины, послушание, беспрекословное выполнение учениками установленных требований и правил. Взаимодействие учителя с учениками подчинено дидактическим задачам передачи-усвоения знаний, умений и навыков, причем предложенные учителем (или учебником) понятия, подходы, интерпретации рассматриваются как единственно верные. Это обусловливает предмет и методы контроля: контролируется степень совпадения демонстрируемых учеником знаний и умений с заданным содержанием.

Анализ авторитарной педагогики, проведенный И.А. Колесниковой и В.В. Сериковым показывает, что «там, где нет концепции и законов, регуляторами нашего поведения оказываются мифологические ритуалы и обычаи». О ритуальности мышления учителя свидетельствуют такие приемы, как монологичность («Молчи, когда с тобой разговаривают»), убежденность в своей безусловной правоте («Поживи с мое»), пренебрежение к личностным механизмам восприятия («Молод ты еще иметь свое мнение»), слепая вера администраторов в методические каноны («Вы неправильно ведете воспитательную работу»), применение унаследованных воспитательных приемов без какого-либо анализа их действительной ценности («Без родителей не являйся», «Скажи всему классу, что ты думаешь о своем поступке» и т.п.), демонстрация равнодушия к ребенку («Это твои проблемы!!!»).

Вторая группа представлений о человеке основывается на понимании социальной, деятельностной первоосновы его становления. Здесь человек – продукт не столько «первой», биологической природы, сколько «второй», социальной. Он активное существо, избирательно относящееся к внешним воздействиям, осуществляющее деятельность, направляющуюся не только неосознаваемыми побуждениями и усвоенными реакциями, но и осознанными целями, которые по своему происхождению социальны («во внутреннем опыте нет ничего, что отсутствовало бы во вне»). В обществе ему отводится роль фактора культурного, социального, производственного прогресса, то есть он понимается не как цель, а как средство достижения высших социальных целей, объект целенаправленного формирования. Этим определяется и суть образования – организация активного усвоения человеком социокультурного опыта, формирование необходимых с точки зрения социального заказа личностных качеств. Ребенок в таком образовании – уже не объект директивного воздействия на его поведение, а объект развития способностей и формирования качеств. Знания из самоцели переходят на уровень средств интеллектуального и общекультурного развития человека.

Деятельностная (социальная, развивающая) парадигма является источником множества теорий проблемного, развивающего обучения, оптимизации и активизации обучения, «субъект-субъектного» подхода и т.п. Понятие субъекта здесь используется в редуцированном смысле, как противопоставленное пониманию объекта воздействия (авторитарная парадигма). Реально ребенок не рассматривается как субъект жизни (то есть тот, кто управляет ею и несет ответственность), личность или полноценный субъект учебной деятельности, поскольку его желаемый образ, цели образования определяются извне. Педагогическое общение здесь также не носит подлинный «субъект-субъектный», ценностно-смысловой, диалогический характер, а является ролевым, обусловленным выполнением заданных функций.

Представления о человеке как о неотъемлемой части эволюционирующей Вселенной, соразмерной ей и несущей в себе уникальный позитивный и необходимый миру потенциал, способствуют признанию его самоценности, независимо от степени пользы для конкретного социума. Развитие человека, раскрытие и обогащение его личностных и духовных возможностей становится глобальной задачей не только образования, но и общества в целом. Именно это и определяет сущность образования в гуманистической парадигме , на первый план которого выступает процессуальная часть, мыслимая как со-творчество, со-развитие, диалог. При этом развитие способностей и личностных качеств ребенка, равно как и освоение им социокультурного опыта, не отрицается, а включается в более широкую цель – помощь человеку в духовном восхождении и самореализации. Составляющими этой глобальной цели являются: создание условий для развития субъектности, жизнетворчества, личностных функций растущего человека, поддержка самопознания, самоопределения, самореализации.

Академик Е.В. Бондаревская, обращаясь к культурным образцам педагогической практики, делает вывод о наиболее существенных чертах гуманистической парадигмы образования:

– особое ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека;

– признание развития личности (умственного, нравственного, физического, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка – главным ее результатом;

– свобода и творчество как учащихся, так и педагогов;

– создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации, ее культурное саморазвитие и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в его адаптации к социуму и жизненном самоопределении;

– центрированность на человеке (главная ценность), культуре и социуме как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка.

В таблице 2 приведены обобщенные результаты анализа трех парадигм образования, основанием для которого стали: во-первых, педагогические теории, концепции, подходы, во-вторых, педагогическая практика, в-третьих, экстраполяция названного в сферу представлений о человеке.

Таблица 2

Сравнительный анализ образовательных парадигм

Признаки сравнения Авторитарная парадигма Деятельностная парадигма Гуманистическая парадигма
Представления о человеке Природа человека нейтральна либо асоциальна и деструктивна; необходимо постоянное внешнее управление и контроль. Ценность человека определяется пользой, которую он может принести обществу Человек – существо активное, избирательно относящееся к внешним воздействиям, стремящееся к достижению целей, которые по своей природе социальны. Человек – фактор общественного развития Каждый человек есть неповторимая и самоценная часть Вселенной, соразмерная ей. Он наделен не только активностью, стремлением к самоосуществлению, но и уникальным духовным потенциалом. Человек – цель общественного развития
Суть образования «Окультуривание», адаптация биологической природы человека к жизни в обществе; подготовка путем трансляции знаний, умений, навыков к жизни, приносящей пользу обществу Трансляция социокультурного опыта; формирование необходимых обществу качеств личности; развитие способностей, понимаемых как средства общественного развития Раскрытие духовного потенциала; поддержка и помощь в саморазвитии, самоопределении, самореализации; развитие личности, субъектности
Базовые педагогические ценности Нормативность, управляемость, исполнительность, дидактическая задача, знания Соответствие качеств и проявлений личности социокультурным требованиям Ребенок, индивидуальность, личность, духовность, свобода, творчество, диалог
Содержание образования Нормы поведения, научные знания и умения, необходимые человеку для выполнения социально-производственных функций Характерологические качества (моральные, гражданские, трудовые), базовый социокультурный опыт, знания и умения как основа развития интеллектуальных способностей Духовно-нравственные, гуманистические ценности, опыт «быть личностью», субъектом своей жизни, знания и умения как основа развития мировоззрения, способностей к созиданию и саморазвитию
Основные методы Репродуктивные методы обучения, распоряжение, запрет, поощрение и наказание, словесные методы воспитания Активные методы обучения, включение воспитанников в разнообразные виды деятельности Творческие, диалоговые, контекстные методы обучения, создание личностно-развиваю­щих ситуаций, педагогическая поддержка и сопровождение
Характеристика активности педагога Научить, указать, сдержать, подчинить, транслировать Активизировать, мотивировать, направить, организовать усвоение, сформировать Помочь, поддержать, создать условия, раскрыть, понять, познать, реализовать себя
Преобладающая стратегия общения педагога Императивная – воздействие на объект Ролевое общение с признаками манипулятивной стратегии (мотивирование отметкой) Развивающая – диалог двух личностей, каждая из которых уникальна, имеет право на собственное мнение, на то, чтобы быть понятой и принятой

Представления о человеке и смысл образования в каждой парадигме качественно различны. Другие признаки, характеризующие одну парадигму, могут проявляться и в другой, но уже как ее второстепенные черты. Это объясняется тем, что каждая последующая парадигма, «поднимаясь» на более высокий уровень ви дения человека и его места в мире, в определенной мере включает в себя предыдущую, точно так же, как более полный образ человека может объединять его редуцированные к какой-то одной стороне представления, отрицая не их правомерность, а лишь их абсолютизацию. При этом смысл образования изменяется, но ряд его задач сохраняются, включенные в более широкий контекст.

Так, например, процессу освоения учащимися определенных знаний может уделяться внимание в теориях, развиваемых в русле всех образовательных парадигм. Но если в авторитарной парадигме знания выступают как самоценность, преобладающими методами обучения являются объяснительно-иллюстративные, а критерием эффективности – точность воспроизведения знаний, то в деятельностной акцентируется внимание на проблемных методах обучения, продуктивной мыслительной деятельности учащихся (дополняющей репродуктивную), развитии познавательных способностей. В центре внимания ученых – приверженцев гуманистической парадигмы находится мировоззренческий, личностно и духовно развивающий потенциал ситуаций введения, усвоения и применения знаний. Их заботит не только проблема объема, уровня и качества усвоения знаний, умений и отношений к ним, но и проблемы взаимоотношений между педагогом и учащимся и между самими учащимися, комфортность ребенка в педагогическом процессе, степень «прироста» личностного опыта, позволяющего ребенку решать жизненные проблемы, осмысливать себя, развиваться духовно.

Другой пример. Запрет на манипулирование опасными предметами как императивное управление поведением ребенка может иметь место в образовательной практике, основанной на различных парадигмальных установках педагогов. Только в авторитарной парадигме педагог ограничится запретом («так надо!»), в деятельностной – объяснит ребенку обоснованность своего требования, уделяя внимание необходимости безопасного поведения, а в гуманистической парадигме его взаимодействие с ребенком будет направлено на проявление и утверждение ценности здоровья как условия развития и самореализации. Таким образом, парадигмальный анализ образования предполагает выявление смысла, который придает педагог педагогическому принципу, задаче, методу, действию.

Таким образом, образовательная парадигма определяется осознанными или неосознанными мировоззренческими представлениями педагогов о природе человека и его назначении, проявляющимися в формировании смысла образования, а также в производных от него базовых моделях образовательных систем и практической педагогической деятельности. Именно гуманистическая образовательная парадигма отвечает тенденциям развития общества, назначению и функциям современного образования.

Окружающий нас мир постоянно меняется, совершенствуется. Вместе с ним совершенствуется общество и человек. С изменением общества меняется и понимание «образованности». Современную эпоху часто определяют как «век образования», а само образование есть гарантия будущего человека. В наше время образованным считается не тот человек, у которого есть багаж знаний, а тот, кто имеет собственное мировоззрение, кто подготовлен к жизни в обществе, способен осмыслить свое место в нем и ориентироваться в его проблемах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функции образования и их роль в современном обществе

Тименова Юлия Александровна,

учитель английского языка

МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск

Окружающий нас мир постоянно меняется, совершенствуется. Вместе с ним совершенствуется общество и человек. С изменением общества меняется и понимание «образованности». Современную эпоху часто определяют как «век образования», а само образование есть гарантия будущего человека. В наше время образованным считается не тот человек, у которого есть багаж знаний, а тот, кто имеет собственное мировоззрение, кто подготовлен к жизни в обществе, способен осмыслить свое место в нем и ориентироваться в его проблемах.

Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если у нее есть четкие представления, кого и как формировать. Человек выступает активным субъектом политической и экономической жизни, поэтому сегодняшние выпускники должны уметь учиться и получать образование на протяжении всей своей жизни, ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, обладать коммуникативными навыками, нести ответственность за свой выбор и четко определять свою жизненную позицию.

В целом основные функции образования в современном обществе можно условно поделить на:

Социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где школе принадлежит решающая роль, так как она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить и развить духовное наследие.

Социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества;

Социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества.

При этом необходимо отметить, что достаточно высоко взаимодействие и переплетение вышеназванных функций.

Сегодня самых разных сферах деятельности чаще требуется не квалификация, а компетентность как сумма навыков, включающих в себя социальные поведенческие характеристики, способность работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, быть инициативным и готовым к риску. При этом функция преподавателя – быть не источником информации, а быть ее проводником.

От образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс. Оно выступает ведущим мотивом деятельности, обуславливает взаимодействие и интеграцию в обществе. Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на будущее. Другими словами, современная система образования должна готовить и развивать человека таким, каким он должен быть в будущем.


Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.

В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет».

В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции.

Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности.

Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90 % сформирован уже к 9_летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

Функции образования в производственно - экономической сфере

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии `на месте` без научных основ и творческих навыков.

Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника.

Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования. Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.

Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ.

Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и местного компонентов.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями.

Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой ситуации?

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли.

Система образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие этой же практики - высокая профессиональная текучесть учителей.

Функции образования в сфере культуры

Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель - не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества.

Ряд исследователей утверждают, что у этой функции - ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования - средство геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран.

Так в общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.

Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности - один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал проявлениям правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования.

В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Социальные группы - носители альтернативных политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и политические ценности. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический контроль в явной форме парткомов или в неявной - в установках на деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах, рекомендуемых учебниках и т. д.

В национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

В исследовательском и практическом планах определение функций образования служит выработке универсальной системы измеряемых параметров развития института образования и его влияния на общество. Вслед за определением функций предстоит оценить, насколько соответствуют им сложившиеся структуры в системе образования.

Как уже отмечалось, на данном этапе развития общества в Республике Беларусь совершается переход от традиционного общества к индустриально-развитому и динамическому обществу, важнейшей особенностью которого является его постоянное изменение, развитие.

В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом – процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования все еще в основном выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом или традиционном обществе, а, между тем, ему предстоит жить в будущем – новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Данная проблема может быть решена через коренное изменение образовательной практики, модернизацию педагогического процесса во всех звеньях системы образования. Чтобы определить пути реформирования образовательной практики, необходимо более подробно рассмотреть вопрос об отличительных особенностях системы образования, присущей традиционному и динамическому обществу.

Образование в обществе реализует две основные функции:

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения: ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, конкретными знаниями, умениями и навыками . Ярким примером такой модели образования является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствовала обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная или предметно-ориентированная.

Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях .


Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования – универсальная или способностная , инновационная или личностно-ориентированная. В динамическом обществе важными для личности выступают, во-первых, способности работать в неопределенной ситуации – самостоятельно и адекватно решать возникающие в новых условиях новые задачи. Во-вторых, особо значимыми для личности становятся способности к личностному самоизменению и саморазвитию , в частности, к самостоятельному формированию собственного мировоззрения, к непрерывному самообразованию. Системообразующей для обеих групп способностей выступает личностная способность к самоопределению – социальному и культурному .То есть, выделяются некоторые личностные универсальные способности, с помощью которых человек может самостоятельно осуществлять выбор и строить себя и собственную жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы, мировоззрение. К таким универсальным способностям также относятся: способность к рефлексии; мышлению; диалогу; анализу ситуации и определению целей, способов и средств их достижения; пониманию других людей и совместной продуктивной деятельности. Многие исследователи (Ю.В.Громыко, П.Г. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев и др.) выделяют две группы универсальных способностей: 1) способность действовать в уникальных (новых, постоянно меняющихся) ситуациях; 2) способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству. Таким образом, реализация универсальной образовательной модели обеспечивает не только присвоение обучающимися культурно-исторического опыта, но и развитие у них личностных способностей к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми. Эта универсальная или способностная модель образования характерна для динамического общества (см. схему 3).

Приведем сравнительный анализ теоретической (традиционной, знаниевой, предметно-ориентированной) и универсальной (способностной, деятельностной, личностно-ориентированной) моделей образования, а также определим отличительные особенности деятельности педагога в этих образовательных моделях (см. таблицы 2,3).

Основные функции образования в обществе

Введение

Образование - это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему.

Проблематике образования уделяли значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования связаны с экономическими, политическими процессами, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Именно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны проблемы образования выходят на новый виток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний. На данном этапе функциями образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.

Целью данной работы является изучение основных функций и моделей образования.

Функции образования

В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации.

Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья группа исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и, как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов -- гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.

Таким образом, образование выполняет следующие функции:

* является способом социализации личности и преемственности поколений;

* средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

* ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

* обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая - универсальной (способностной или деятельностной).

Обобщая, функции образования можно условно поделить на:

· социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.

· социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

· социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы.

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

Рисунок 1. Основные функции образования в обществе



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png