Понятия «алхимия», «философский камень» всегда привлекали людей, как нечто загадочное и запретное. Окруженные тайной, овеянные преданиями и домыслами, они до сих пор будоражат пытливые умы. Так что такое алхимия, и чем занимаются алхимики?

Значение понятия

Точное происхождение понятия «алхимия» (лат. аlchymia от араб. al-kimia) не известно. Принято считать, что в арабский язык оно пришло из греческого. Там существовали схожие слова, означавшие «эссенция», «сплав», «литье», «смешивание». В Грецию понятие попало из Египта, где «keme» означало «черный», «черная земля» и имело отношение к знаниям, связанным с землей и металлами.

То есть, основным объектом изучения алхимии с древних времен были металлы и их преобразование.

История возникновения и развития

История алхимии начинается в глубокой древности. В науку эта область знаний превратилась в период поздней античности. Большой вклад внесли александрийские ученые (Египет III-IV вв.), разработав систему металлопланетной символики. Каждому металлу соответствовало небесное тело (золото – Солнце, серебро – Луна, ртуть – Меркурий и т. д.).

Последователями античных ученых стали арабские алхимики, принесшие эти знания в Европу после завоевания Пиренеев в VIII в.

Что изучала алхимия

Наибольшее распространение алхимия получила в Европе в средние века. Многие считают, что алхимия – прообраз современной химии. Однако она включала в себя и философские знания о природе и человеческой душе.

Основной целью ученых был поиск путей для совершения качественных изменений внутри объектов, их перехода на иной уровень. Это относилось и к одушевленным, и к неодушевленным предметам. Помочь в таких преобразованиях должен был философский камень, или жизненный эликсир. Ученые упорно искали это вещество как средство превращать металлы в золото и серебро, исцелять болезни и омолаживать организм.

Роль алхимии

Открытия алхимиков оказали огромное влияние на развитие естественных наук. Это получение сплавов, солей, кислот и щелочей, красок. Были разработаны многие методы лабораторных работ. Велик и вклад алхимиков в развитие фармакологии, медицины (Авиценна, Парацельс). То есть, алхимия оказалась очень полезной наукой.

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ

(позднелат. alchimia) - средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно-научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления и обществе. Главной целью алхимиков являлись поиски т.н.
филос. камня («великого эликсира», «великого магистерия», «красной тинктуры» и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Филос. камень должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодость, излечивать все болезни и т.д.
А., будучи фрагментом средневековой культуры, не могла не разделять основные ее особенности: спекулятивную общую ориентацию, догматизм и авторитарность, традиционализм и символизм, иерархизм и т.д. Этому не способно было помешать то, что А., стоявшая между оккультным теоретизированием и химико-техническим имитирующим ремеслом, представляла собой изнанку магистральной культуры. Символический А. проявлялся, в частности, уже в параллелизме двух действий: превращения вещества в процессе «великого делания» являлись только символом параллельной внутренней работы алхимика над собой. «Великое делание», призванное дать в итоге филос. камень, было лишь одной, внешней стороной алхимического процесса, символизировавшей то, что в его ходе алхимик уподобляется Богу. Как раз поэтому А. считалась в Средние века ересью. В рассуждениях алхимиков ртуть и сера не только вещества, но и бесплотные принципы; газ не только воздухоподобное, но и таинственный и т.п.
А., выявившая целый химических веществ и описавшая их друг с другом, явилась предшественницей возникшей в 17 в. науки химии. А. не была наукой, хотя и опиралась частично на и использовала некоторые собственно химические методы. Существование филос. камня физически (онтологически) невозможно, поскольку противоречит хорошо обоснованным законам природы.
Феномен А., одновременно «недохимии» и «сверххимии», надолго пережил Средние века. Известно, в частности, что И. Ньютон, настаивавший в своих книгах по физике на необходимости строго механистического, каузального и математического объяснения природы, проводил алхимические . Делал он это, впрочем, втайне от своих коллег по «естественной философии».
С т.зр. социальной философии, А. может рассматриваться как смутное предвосхищение возникшей только в Новое идеи коммунизма. Алхимики первыми начали поиски способа создания «рая на земле», т.е. богатого и процветающего общества, в котором нет надобности в тяжелом и монотонном труде, а легкость получения богатства (золота) лишает смысла само частной собственности.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АЛХИМИЯ

(позднелат. alchimia)

донаучное направление в развитии химии. Главная алхимиков – нахождение т. н. «философского камня», который назывался также «великим эликсиром», «великим магистерием», «красной тинктурой» и т. д. Осн. свойством «философского камня» считалась превращать неблагородные металлы в золото и серебро. «Философскому камню» алхимики приписывали массу чудесных лекарственных свойств; излечивание болезней, возвращение молодости и силы, неограниченное продление жизни. Существование «философского камня» наукой не доказано.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ (позднелат. alchinüa, через арабов-al-kimia, возможно, от греч. χημεία-θскусство выплавки металлов)-явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более полутора тысяч лет различным эпохам (эллинизм , европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала еще в составе древних восточных культур-в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, а в Китае, Индии и Японии - во времена становления там буддизма. Она получила распространение в Арабском халифате и особенно средневековой Европе в качестве феномена ее культуры (данная статья рассматривает алхимию преимущественно в этом регионе).

Алхимию связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т. е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетического вещества-“философского камня”. Сами алхимики называли свою scientia immutabilis - “наукой неизменной”.

Первый этап алхимии (2-6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2-4 вв.). Это время становления алхимии в составе позднеэллинистической герметической (см. Герметизм) философии (по имени Гермеса Трисмсгиста, т. е. Трижды Величайшего, легендарного основателя алхимии) под влиянием учений персов-огнепоклонников, неопифагореизма и неоплатонизма, предхристианских и раннехристианских философских систем. Александрийская алхимия занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея, серебра-аргиропея), и оккультным умозрением. Алхимик оперирует с веществом и одновременно размышляет над его природой.

Оснащение и характер деятельности алхимика и ремесленника в основном совпадают, однако у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой картины мира, представленной в алхимии в специфических образах-понятиях (“философский камень”, целительные панацеи, алкагест-универсальный растворитель, гомункул-искусственный ). Соотнося природное и духовное, алхимик осуществляет тем самым единение макрокосмоса и микрокосмом. Направления своей деятельности он формулирует так: в материальном мире- трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире-личное совершенствование; в мире неземном-созерцание Бога и приобщение к нему через его . Алхимия, следовательно, одновременно представляла два рода деятельности-“аурификцию” (золотоподобные имитации) и “аурифакцию” (определенную мировоззренческую доктрину).

На втором этапе (12-13 вв.) алхимия вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практической химией и -”естественной философией”, основанной на учении Аристотеля о материальном мире как состоящем из сочетаний четырех началстихий-земли, воды, воздуха, огня, которые обладают соответствующими свойствами-качествами-сухостью, влажностью, холодом, теплом.

Мысль о всеобщей превращаемости вещества, откуда следует трансмутации металлов, коренится варистотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. Аристотелевы начала-стихии обретают у алхимиков вещественный характер, выстраиваясь в триаду алхимических начал-принципов и вместе с тем веществ: ртуть, сера и соль (ср. наставления: “Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...”).

Учение об алхимических началах-принципах противостоит двум основным направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии как бы примиряет средневековые и реализм и тем самым предвосхищает науки Нового времени, оперирующей с реальными веществами.

Учение об алхимической субстанции и акциденции ( всех металлов едина, различны их преходящие, акцядентальные формы) обусловливает “врачующий” характер деятельности алхимиков, совершенствующих металл, освобождающих его от порчи. Разрушение видимых форм вещества, физическое и физико-химическое воздействие на (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворение вещества в минеральных кислотах и другое) способствует выявлению сокровенной сущности - квинтэссенции, формы форм, лишенной каких-либо свойств кроме идеального совершенства (идея , восходящая к александрийской алхимии). Зооморфные, антропоморфные, анимистические представления о веществе, “исцеление” вещества с помощью “медикамента” - “философского камня” ведут к формированию идеи химической индивидуальности.

Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магический опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными формулами, выражаемыми особым символическим языком ( веществ - мир символических их заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, “дело это делает рука”, с другой- “деяние это творит десница”); 2) определенных лабораторных приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, ; 3) искусство, с помощью которого изготавливают конкретную . Так в рамках алхимии воспроизводится особый познавательно-практической деятельности, предшествовавший химии Нового времени. Во многом сходда с европейской алхимия арабского мира 8-12 вв. (Ближний Восток и страны Магриба).

Третий этап алхимии (15-17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший златосереброискательскую алхимию на лекарственную - иатрохимию. В эпоху Просвещения (18 в.) алхимия воспринималась современниками уже просто как фарс.

Лит.: Гермес Трисмегист и герметическая Востока и Запада. Киев - М-, 1998; Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Он же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля, М-, 1981; Lippman E. O. Entstehung und Ausbreitung der Alchemic. Eine Beitrag zur Kulturgeschichte. B., 1919; Jung C. G. Psychologie und Alchemic. Z., 1944; Read f. Through alchemy to chemistry. N. Y., 1963; Thomdike L. A history of magic and experimental science, v. 1-8. N. Y, 1923-58.

В. Л. Рабинович

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АЛХИМИЯ" в других словарях:

    - (араб., al kimia, происход. или от слова kemi коптского названия Египта, или от греч. chymos жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней … Словарь иностранных слов русского языка

    АЛХИМИЯ, по арабски Ул Хеми, означает, как указывает это имя, химию природы. Все таки, Ул Хеми или Ал Кимия представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого (хемейя), от сок, живица, выжатая из растения. Д р Уинн Уэсткотт … Религиозные термины

    алхимия - АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia искусство выплавки металлов (chyma жидкость, литье) или от греч. Chemia название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» черный, страна черной земли; частица «ал » арабского… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (араб. Al kimia производится или от слова kemi, туземного(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV жидкость, сок) так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.Но с тех пор, как эта последняя получила научную… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для… … Энциклопедия культурологии

Алхимия относится к разделу оккультных наук и учит тому, как достичь центра всех вещей . Мы привыкли воспринимать её, как псевдонаучную, как науку, направленную на добывание золота из неблагородных металлов с целью наживы. И действительно, ряд алхимиков действовали из корыстных побуждений, однако сама алхимия, появившееся в первые века нашей эры, носила глубокий философский смысл, давший понимание об устройстве мира и человека .

Алхимик создаёт в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. Ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе. Исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен.

Алхимия встала на одну ступень с астрологией и медициной. Именно она послужила толчком для развития современной химии и медицины. Иногда её называют безумной матерью разумной дочери химии. Однако это не так. Хотя и алхимия, и химия работают с природными элементами, их принципы и цели, а также методы различны. Химии необходимы химические вещества, лаборатории и физический посредник — человек. Алхимия же кроме этого нуждается в философских и моральных основах, и её опыты осуществляются не всегда при помощи физического тела, но всегда при помощи души.

Это можно рассмотреть на примере с молекулой воды. Все знают, что молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Если мы соответствующим способом отделим водород от кислорода, то добьёмся разделения молекулы воды и получим два разных элемента, которые будут существовать по отдельности. Это химическое явление. Теперь, чтобы увидеть, что такое алхимическое явление, предположим, что мы взяли атом водорода и с помощью приёмов, свойственных алхимии, осуществили его внутреннее изменение, преобразование, в результате которого атом водорода превратился в атом другого элемента. В наше время этот процесс известен как ядерная или атомная реакция, мы называем его расщеплением атома. Но на самом деле это алхимический феномен.

В этих трансмутациях есть глубокий смысл: всё существующее в природе, во Вселенной движется, развивается, стремится к чему то, имеет цель и предназначение .

Истоки алхимии находятся в древнем Риме, Греции, Египте. С падением Римской империи она перебралась на Восток. Сложно сказать точно, что означает данное слово, так как есть множество предположений о том, откуда оно берёт свои корни. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia — наливание, настаивание, — указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозём и Чёрную страну, т. е. Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus — земля — третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос — сок, хюма — литье, поток, река, химевсис — смешение. Древнекитайское ким — золото — указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" — на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.

"Как все вещи вышли из Одного, вследствие размышления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи" . Гермес Трисмегист.

На основании этого алхимики предположили, что неблагородные металлы изначально были благородными, но в следствие собственного загрязнения (зачернения), стали неблагородными.

Процесс превращения неблагородных металлов в благородные носил на самом деле глубокий философский смысл и символически делился на несколько этапов:

  1. Calcinatio. Символизирует "смерть мирского", то есть отрешение от всех жизненных интересов и внешнего мира.
  2. Putrefactio. Заключается в отделении бренного праха.
  3. Solutio. Обозначает очищение материи.
  4. Distillatio. "Дождь" очищенной материи, то есть элементов спасения, разделённых в предыдущих действиях.
  5. Coincidentia oppositorum. Объединение противоположностей. Тесный союз мужского сознательного и женского бессознательного, описанного К. Юнгом.
  6. Сублимация. Символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным устремлениям.
  7. Философское затвердение. Неразрывное соединение принципов сгущённости и летучести: мужское начало (в отличие от женского) "сохраняет" принцип изменяемости.

Алхимическую эволюцию можно выразить кратко формулой Solve el Coagula, что означает: анализируй все элементы в самом себе, раствори всё низменное в тебе, даже если при этом ты можешь погибнуть, а затем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыдущей процедуры.

Алхимию рассматривают как образец всех других дел. Она показывает, что добродетели можно культивировать при любых, даже простейших видах деятельности и что душа укрепляется, а индивид развивается.

Эвола отмечал: "Наша работа представляет собой трансформацию и превращение одного существа в другое, одной вещи в другую, слабости в силу, телесной природы в духовную…"

Данная наука преследовала 3 цели:

  1. Поиск способа получить золото из менее благородных металлов, чтобы обогатиться и в конечном итоге обрести власть.
  2. Достижение бессмертия. Даосцы в настоящее время успешно используют это в своих практиках бессмертия.
  3. Достижение счастья.

Основой всех алхимических теорий является теория четырёх элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворённой Первичной материи. Из неё он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырём элементам пятый — квинтесенцию. Триада алхимиков — сера, соль и ртуть, причём сера означает принципы мужского, ртуть — женского, а соль — движение. В результате взаимодействия качественных принципов и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Трансмутация металлов должна быть завершена получением философского камня — в виде металлического порошка, камня или эликсира жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, камень, добываемый искателем, прежде всего обозначает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип.

Таким образом, философия алхимии позволила ей занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления и до наших дней.

Брат Марсий.

А лхимия - это Искусство и Наука преображения. Постичь ее нелегко, потому что правила и методы алхимии описываются по большей части через аллегории и мифологические символы, которые могут толковаться одновременно и на материальном, и на духовном уровне. Основная цель алхимии - привести все сущее, включая и человечество, к предопределенному для всех и каждого состоянию совершенства. В связи с этим алхимическая теория утверждает, что Вечная Мудрость остается сокрытой и беспробудно дремлет в человечестве до тех пор, пока люди пребывают в мирском невежестве и судят обо всем поверхностно. Таким образом, задача алхимии - в том, чтобы выявить эту Сокровенную Мудрость и устранить завесы и препятствия между человеческим разумом и его изначально чистым Божественным Источником.

Именно на эту духовную алхимию (в противовес чисто химическому искусству) и должна быть ориентирована работа мага. С момента посвящения начинается процесс духовной алхимии. Неофит (новообращенный) - это грубая первоматерия, которую предстоит трансмутировать средствами Искусства в ходе Работы - движения по Герметическому Пути. Ему предстоит овладеть элементальными стихиями, из которых состоит его душа, научиться управлять ими (то есть пройти процессы сепарации и пурификации), дабы впоследствии все элементы личности мага воссоединились в новое очищенное целое (процесс когобации), а затем Адепт должен вобрать в свою сущность пятый элемент - Квинтэссенцию, то есть совершить операцию Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом Хранителем. На это у него может уйти целая жизнь. Великая Работа, или поход за золотом духа, - это долгий путь. Но несмотря на то, что цель далека, каждый шаг на этом Пути приносит неисчислимые награды.

Как сказано в материалах Герметического Ордена Золотой Зари:

«алхимия как особая дисциплина, основывается на некоторых других дисциплинах. Это астрология, магия и каббала. Невозможно быть хорошим алхимиком, не будучи хорошим каббалистом. Невозможно быть хорошим каббалистом, не освоив магию, а освоить магию невозможно, не изучив предварительно астрологию».

Основные положения алхимии таковы:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это эманация Единого Божественного Абсолюта. Следовательно, все сущее едино.

2. Все физические проявления существуют в силу Закона Полярности, или Двойственности. Любое понятие можно определить через его противоположность: мужское/женское, солнце/луна, дух/тело и т.д.

3. Все физические проявления в каждом из так называемых трех царств (растительном, животном и минеральном) состоят из Духа, Души и Тела - аналогов трех алхимических первоначал.

4. Всякая алхимическая работа, будь то практические опыты в лаборатории или духовная алхимия, подразделяется на три основных эволюционных процесса: сепарацию (разделение), пурификацию (очищение) и когобацию (воссоединение). На эти же три стадии подразделяются и природные процессы.

5. Вся материя состоит из четырех стихий: Огня (тепловая энергия), Воды (жидкость), Воздуха (газ) и Земли (твердые тела).

6. Во всех четырех элементах содержится квинтэссенция, или пятая стихия. Это одно из трех первоначал, именуемое также Философской Ртутью.

7. Все сущее движется к предопределенному для него состоянию совершенства.

Символами этапов философского процесса алхимической трансмутации служат четыре цвета: черный (вина, истоки, латентные силы) - цвет Первоматерии, символ Души в ее исходном состоянии, или нерасчлененной массы стихий, таящей в себе бесконечные возможности; белый (Малая Работа, первая трансмутация, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золотой (духовная чистота).

В алхимической науке выделяется три основных субстанции , наличествующие во всем сущем. В индийских текстах эти три начала фигурируют под названием «три гуны», а у алхимиков Названия и символы этих Трех Первоначал (Tria Principia) таковы: «сера» , «соль» и «ртуть» («меркурий»).

Эти субстанции не следует путать с обычными веществами, известными под теми же названиями. Три Первоначала тесно связаны между собой и изначально составляют единое и неделимое целое. Но в этом объединенном состоянии они остаются лишь до тех пор, пока алхимик не приступит к сепарации, цель которой - разделить гомогенную смесь Первоначал на три отдельных компонента. Затем эти три компонента очищаются средствами Искусства и воссоединяются в новое целое более высокого порядка.

Сера (копт. then, др.-греч. theion, лат. sulfur).

Это динамическое, расширяющееся, летучее, кислое, объединяющее, мужское, отцовское и огненное начало. Сера - это эмоции, чувства и страсти, побуждающие нас к жизни и деятельности. Это символ стремление к положительным переменам и жизненного тепла. Весь процесс трансмутации зависит от правильного приложения этого активного принципа. Огонь - важнейшая из стихий в искусстве алхимии. Сера - это сущность Души.

В практической алхимии Серу обычно выделяют из Ртути посредством дистилляции. Сера - это стабилизирующий аспект Ртути, из которой она выделяется и в которой растворяется вновь.

В мистической алхимии Сера - это сила, кристаллизующая вдохновение, которое рождается из Ртути.

Соль (копт. hemou, др.-греч. hals, лат. sal).

Это принцип, или субстанция, формы - тяжелое и инертное минеральное тело, составляющее часть природы всех металлов. Это тенденция к затвердеванию, фиксации, сжатию и кристаллизации. Соль считается тем носителем, в котором закрепляются свойства Серы и Ртути. Она представляет собой сущность Тела. Иногда ее называют просто Землей.

Ртуть (копт. thrim, др.-греч. hydrargos, лат. mercurius).

Это водное, женское начало, связанное с принципом сознания. Ртуть - универсальный Дух, или Жизненная Сила, пронизывающая всю живую материю. Этот текучий и творящий принцип символизирует сам акт трансмутации: Ртуть - это преобразующий агент алхимического процесса. Она представляет собой сущность Духа и считается важнейшим из всех Трех Первоначал, посредником между остальными двумя, смягчающим их крайности.
В практической алхимии Ртуть существует в двух состояниях. Оба они - жидкие. Первое состояние, летучее, - то, в котором Ртуть находится до освобождения от Серы. Второе, фиксированное, - то, в которое она приходит после воссоединения с Серой. Это окончательное, стабилизированное состояние иногда называется Тайным Огнем.

Алхимические стихии, или элементы :

Primus -TERRA: первый элемент, Земля. Субстанция жизни. Порождение Природы.

Secundus -AQUA.: второй элемент, Вода. Вечная жизнь, обретаемая через подразделение вселенной на четыре части.

Tertius -AER: третий элемент, Воздух. Сила, обретаемая через связь с пятым элементом - Духом.

Quartus - IGNIS: четвертый элемент, Огонь. Трансмутация материи.

Алхимик воспринимает металлы совершенно по-иному, чем металлург. Для алхимика металлы - это живые сущности, такие же как животные или растения. И, подобно всем живым существам в природе, они проходят естественную эволюцию: рождаются, растут и приумножаются. Каждый металл содержит в себе собственное «семя» - залог дальнейшего роста. При определенных - особых для каждого металла - условиях это семя можно преобразить, но только естественным путем. Вот почему во многих алхимических трактатах снова и снова рекомендуется на определенных этапах оставлять трансформацию вещества на волю Природы - выжидать, пока процесс не завершится естественным путем, и не вмешиваться.

Наука алхимии играет важную роль в работах Алистера Кроули. Хотя ничего неизвестно о том, чтобы Кроули проводил алхимические опыты в лабораторных условиях, его интерес к духовной алхимии очевиден. В трудах Кроули неоднократно встречаются упоминание алхимии и различные алхимические термины («Черный Дракон», «Зеленый Лев», «Лунная Вода», Азот, Радуга, V.I.T.R.I.O.L.и др.). Именно чтение книг по алхимии пробудили в юном Кроули интерес к эзотерике и заставили его встать на путь посвящения. Также стоит помнить, что своей реинкарнацией Алистер Кроули считал знаменитого алхимика сэра Эдварда Келли (1555–1595), возможно потому, что он «писал с позиций Мага». Среди книг, рекомендованных Кроули для чтения, были трактат «Аш Мезареф» (др.-евр. «Огонь плавильщика») и книга Михаэля Майера «Atalanta Fugiens» (1617). Сам он написал небольшую работу, посвященную алхимии: Liber LV «Химический турнир Брата Perardua, на котором он преломил семь Копий», представляющую собой Магический и Мистический Путь, описанный на языке алхимии. Алхимические символы и идеи также используются в тайных наставлениях, относящихся к высшим степеням О.Т.О.

В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули утверждал, что

«по сути своей Алхимия также представляет собой область Магии и что ее можно рассматривать попросту как частный случай более общего явления - отличающийся от эвокационной и талисманической Магии лишь теми значениями, которые в нем приписываются неизвестным параметрам в составе ее многоликих уравнений» .

В алхимическом процессе Кроули видел аналог трансформации, которую переживает человек, проходящий посвящения, когда он очищается от скверны и выявить в своем истинном «Я» бессмертный разум, свою Истинную Волю. Алхимические образы Алистер Кроули активно использует в описании символизма карт Таро, и различных магических операций (например, Причастия).

АЛХИМИЯ - оккультная наука, уходящая своими корнями в X-XI вв. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia - наливание, настаивание, - указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, т. е. Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus - земля - третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос - сок, хюма - литье, поток, река, химевсис - смешение. Древнекитайское ким - золото - указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" - на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.

Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании "химической модели космического процесса" . Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую "элитарную субкультуру".

Алхимический язык характеризуется крайним символизмом. Рецепт получения философского камня, изложенный английским алхимиком Джоржем Рипли в "Книге двенадцати врат", гласил: "Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови". В качестве алхимических трактатов дешифруются многие всемирно известные произведения литературы - ряд сказок, библейская Песнь песней, шекспировский "Гамлет", творчество А. С. Пушкина, Э. По, А. Дюма-отца и др. Наибольшую известность среди алхимических трактатов получила "Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера".

По определению философа Р. Бэкона, "алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы... Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения". Английский мыслитель не ограничивал функции алхимии златоделанием, полагая ее наукой о природе вообще, квинтэссенцией которой являются знания о трансмутации. Альберт Великий сближал алхимию с искусством врачевания: "Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого archymo. С помощью алхимии включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются..." Алхимию определяли как эзотерическую часть естественной философии, цель которой - доводить несовершенный первоматериал до совершенства. Андрей Либавий, напротив, видел задачу алхимии в извлечении чистой субстанции, характеризуя ее как "искусство извлекать совершенные магистерии и чистые эссенции из смешанных тел".

Уже в Средние века многие ученые критиковали алхимические эксперименты как бесперспективные. Одним из них был Авиценна: "Алхимики утверждают, что они будто бы могут осуществить подлинные превращения веществ... Я считаю это невозможным, ибо нет путей для превращения одного металла в другой". "Темными" классифицировал алхимические трактаты Георгий Агриколла. Данте помещал двух алхимиков в десятом рву восьмого круга "Ада". Согласно ему, алхимия не более чем мошенничество. У С. Бранта алхимики - почтенные жители страны Глупландии. Среди современных исследователей варьируются точки зрения об алхимии как заблуждении, предхимии и сверххимии.

В основе алхимии лежало учение о первичной материи (ее символизировала ртуть) как средоточении всех свойств ("космическая симпатия"). Теория общей природы веществ служила обоснованием веры в трансмутацию - превращение металлов. Алхимия оперирует в рамках символизма пяти первоэлементов (земли, огня, воды, воздуха, эфира) в сочетании с тремя качественными принципами (сера - мужское, постоянное начало; Меркурий - женское, летучее начало; соль - посредник - медиум). Высшей стадией алхимического пути является получение философского камня - символа духовной субстанции. Социально-политическая проекция теории трансмутации неблагородного металла (свинца) в благородный (золото) способствовала развитию демократической идеологии в Европе.

Алхимический процесс включал 12 операций, каждая из которых имела свое символическое выражение: 1) кальцинация - обжиг (Овен); 2) коагуляция - затвердение жидких веществ (Телец); 3) фиксация - превращение летучих веществ в нелетучие (Близнецы); 4) растворение - прием разделения веществ (Рак); 5) варка - воздействие медленного огня (Лев); 6) дистилляция - очистка жидкой материи от загрязняющих примесей, обычно в ванночке Марии Иудейской (Дева); 7) сублимация - возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при воздействии острого пламени (Весы); 8) секарация - отделение взвесей от жидкостей, фильтрация, сцеживание (Скорпион); 9) размягчение - обращение твердого вещества в воскообразное (Стрелец); 10) ферментация - медленное разложение священным воздухом, в чем заключается сакральный смысл, одухотворение всего процесса (Козерог); 11) умножение - увеличение навески философского камня (Водолей); 12) бросание - соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами (Рыбы). В алхимической традиции выделялись два пути: 1) влажный, или женский - построенный на привлечении кислот, долгий, требующий больших затрат; 2) сухой, или мужской - основанный на привлечении огня, который менее дорогостоящ, но более опасен.

Алхимия являлась частью эзотерических доктрин Египта, Китая, Тибета, Индии, Палестины, Аравии, Греции и др. К видным алхимикам в Европе относили Аполлония Тианского, Раймонда Луллия, Роджера Бэкона, Арюмда из Виллановы, Жана де Мена, Николая Фламеля, Джоржа Рипли, Базиля Валентина, Бернарда Тревизана, Парацельса, Джона Ди, Сен-Жермена и др.

Источ.: Рабинович В. Л. Образ в зеркале алхимии. М., 1981; Он же. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Морозов Н. А. В поисках философского камня. СПб., 1909; Жеребцов А. Тайны, алхимиков и секретных обществ. М., 1999; Великое делание: теория и символы алхимии. Киев, 1995; Теория и символы алхимиков. М., 1995; Лу Куань Юй. Даосская йога: алхимия и бессмертие. СПб., 1993; Алхимии золотые сны. М., 1995.

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от араб. ул-хеми, ал-кимия), рассматривает тончайшие силы природы и те разнообразные условия, при которых они выявляются. Главная цель алхимии – нахождение философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия,...

Философский словарь

(по арабски Ул-Хеми, или Ал-Кимия): древнее эзотерическое учение, родоначальница современной химии. Представители алхимии считали, что можно и нужно найти способы получения чистой ртути и затем через ряд превращений превратить неблагородные металлы в золото. Для этого надо...



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png