Растения - это организмы, умеющие перерабатывать солнечную энергию лучей для своих клеток в строительный материал. Такому процессу дали названия фотосинтез. Такой процесс происходит в отдельных клетках растений - в хлоропластах, в них присутствует пигмент зелени - хлорофилл, он в растеньях окрашивает стебли и листья в зелёный цвет. В таком процессе неорганические вещества (углекислый газ и вода) под воздействием солнечных лучей превращают их в органические вещества (крахмал и сахар), это и есть материал строительных растительных клеток. При этом растительный мир выделяет кислород, который нам не обходим для дыхания. Из всего изложенного и назвали «Растительный мир» или «Флора».

Растения большие имеют корень, стебель и листья, такой стебель называют - побег. А вот у деревьев называют стебель стволом. Корни и листья называют – кормильцы растения. Корни сосут влагу из минеральных веществ и позволяют удерживаться на земле, а в листьях делается процесс фотосинтеза. Некоторые растения выработали способы защиты от различных травоядных зверей: при этом защитой служат стебли и листья растений. Горькими могут быть листья как у белены, и полыни, а также жгучие, либо острыми и жёсткими как у осоки. Также некоторые растения как шиповник вооружаются шипами или колючками. Все эти способы защиты им нужны для сокращения попадания в пищу животным или человеком. Также существуют и растения, ядовитые их попадание в организм зачастую приводит к летальному исходу организма. Такими видами защиты они продлевают существования на земле.

Все растения различаются меж собой обликом и своим названием, одни из них мы называем травами, другие деревьями. Например, деревья – это растения, которым характерны многолетние стволы. Если поглядеть на поперечный спил ствола, то можно увидеть, что в центре ствола находится более сухой и тёмный - это мёртвое ядро древесины.


Ближе краю древесина становится влажная и светлая такая называется заболонь живая древесина, по ней поступает минеральные вещества, и вода: в корни, потом поступает в ветви и листья. Заболонь и ядровая древесина ксилему - берёт основу ствола дерева, окружённую лубом - по которому слоем доставляются питательные вещества (крахмал и сахар) от листьев к корням и другим различным частям и обратно. Такие клетки как луба образуют мёртвую кору, которая защищает внешний слой ствола. Между ксилемой, и лубом находится слой тонких клеток, которые при внутреннем деление образуют древесину, а при наружном деление клеток получается луб. Такой процесс называется камбием.

Высота деревьев средним 20-30 метров, а ещё среди них встречаются огромные стволы, которые достигают 100-200 метров и, конечно же, присутствуют деревья карлики, их высота составляет 50 сантиметров.

Кустарники в отличие от стволов деревьев, имеют несколько стволов, побеги кустарника разветвляются над самой поверхностью земли, а самый главный ствол кустарника отсутствует. К таким кустарникам относятся сирень, орешки и многое другое. Такие растения низкорослые с одревесневшими корневищами, ветвями, скрыты под землёй и называются кустарниками. Относится к кустарникам вереск, черника, брусника (

Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник. 6-7 классы. Корчагина В.А.

24-е изд. - М.: Просвещение,1993 - 256 с.

По этому учебнику вы будете учиться в 6 и 7 классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы. Вопросы к тексту параграфа обозначены красным вопросительным знаком. Красный треугольник после вопросов показывает на задание для самостоятельной работы. Номера рисунков в тексте и под соответствующим рисунком выделены цифрой в красном квадрате. Термины и видовые названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

Фотографии перед каждой темой помогут вам лучше понять ее содержание. В начале и в конце учебника на обороте переплета (форзаце) представлены схемы четырех царств органического мира, происхождения и развития бактерий, грибов, растений.

В учебник включен лабораторный практикум. Работая с натуральными объектами, вы приобретете практические умения и навыки, необходимые для изучения растительного мира.

Формат: pdf

Размер: 36Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 13,9 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
§ 1. Биология - наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека 7
§ 2. Органы растения 9
§ 3. Плоды и семена 12
§ 4. Распространение плодов и семян 15
§ 5. Разнообразие растений 17
§ 6. Осенние явления в жизни растений 20
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
§ 7. Устройство увеличительных приборов 23
§ 8. Строение растительной клетки 25
§ 9. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку 26
§ 10. Деление и рост клеток 28
КОРЕНЬ
§11. Стержневые и мочковатые корневые системы 31
§ 12. Почва и ее охрана 33
§ 13. Рост корня 35
§ 14. Зоны (участки) корня 37
§ 15. Поглощение воды корнем 40
§ 16. Передвижение воды и минеральных веществ в растении 42
§ 17. Удобрения 43
§ 18. Дыхание корней 45
§ 19. Видоизменения корней 46
ПОБЕГ
§ 20. Побег и почки 49
§ 21. Развитие побега из почки. Рост побега в длину 53
§ 22. Внешнее строение листьев 55
§ 23. Клеточное строение листовой пластинки 58
§ 24. Растения и свет 60
§ 25. Образование крахмала в листьях на свету 61
§ 26. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода 63
§ 27. Выращивание растений в парниках и теплицах 65
§ 28. Дыхание листа 67
§ 29. Испарение воды растениями 68
§ 30. Видоизменения листьев... 70
§ 31. Листопад 72
§ 32. Значение зеленых растений в природе и жизни человека 74
§ 33. Строение стебля 76
§ 34. Рост стебля в толщину. Годичные кольца 80
§ 35. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ. 82
§ 36. Передвижение по стеблю органических веществ 83
§ 37. Корневище, клубень, луковица 85
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
§ 38. Вегетативное размножение растений побегами 91
§ 39. Вегетативное размножение растений корнями и листьями 95
ЦВЕТОК И ПЛОД
§ 40. Цветок 99
§ 41. Соцветия 102
§ 42. Перекрестное опыление насекомыми 104
§ 43. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление 105
§ 44. Искусственное опыление... 107
§ 45. Оплодотворение у цветковых растений 108
§ 46. Образование семян и плодов 110
СЕМЯ
§ 47. Строение семян двудольных растений 115
§ 48. Строение семян однодольных растений 116
§49. Состав семян 118
§ 50. Прорастание семян 120
§ 51. Дыхание семян 123
§ 52. Питание и рост проростков 124
§ 53. Время посева и глубина заделки семян 126
РАСТЕНИЕ - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
§ 54. Взаимосвязь в растительном организме 131
§ 55. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма 133
§ 56. Растения и окружающая среда 136
§ 57. Растительное сообщество 140
§ 58. Взаимосвязи растений в сообществе 143
§ 59. Влияние факторов природы на растительные сообщества 144
§ 60. Охрана растений 147
§ 61. Весенние явления в жизни растений
§ 62. Летние задания 155
ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ) РАСТЕНИЯ
§ 63. Деление цветковых растений на группы 157
§ 64. Семейство крестоцветных 160
§ 65. Дикорастущие растения семейства крестоцветных 162
§ 66. Семейство розоцветных
§ 67. Шиповник - растение семейства розоцветных 167
§ 68. Семейство бобовых 168
§ 69. Семейство пасленовых 170
§ 70. Семейство сложноцветных 172
§ 71. Семейство лилейных 176
§ 72. Семейство злаков 179
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
§ 73. Происхождение культурных растений 185
§ 74. Пшеница - важнейшая зерновая культура 187
§ 75. Капуста - ценная овощная культура 190
§ 76. Картофель - важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура
§ 77. Масличные сельскохозяйственные растения
§ 78. Плодово-ягодные культуры 196
ОТДЕЛЫ PACTЕНИЙ
§ 79. Одноклеточные зеленые водоросли 201
§ 80. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли 203
§ 81. Морские бурые и красные водоросли 205
§ 82. Зеленый мох кукушкин лен 207
§ 83. Торфяной мох и образование торфа 208
§ 84. Папоротники, хвощи, плауны 210
§ 85. Древние папоротникообразные и образование каменного угля 213
§ 86. Разнообразие голосеменных растений 215
§ 87. Размножение голосеменных. Значение голосеменных 217
§ 88. Покрытосеменные (Цветковые) растения 220
РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
§ 89. Многообразие растений. Доказательства их происхождения 223
§ 90. Основные этапы развития растительного мира 225
§ 91. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений 229
БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ
§ 92. Бактерии, их строение и жизнедеятельность 233
§ 93. Роль бактерий в природе и жизни человека 235
§ 94. Болезнетворные бактерии 236
§ 95. Шляпочные грибы 237
§ 96. Плесневые грибы и дрожжи 241
§ 97. Грибы-паразиты 243
§ 98. Лишайники 245
Лабораторный практикум 248

Живой мир нашей планеты очень разнообразен. Для его исследования создана целая система наук – биология, а растения, бактерии, грибы, лишайники и другие виды являются предметом ее изучения. Современной науке уже известны, описаны и классифицированы следующие виды:

  • животные – свыше миллиона;
  • растения – около полумиллиона;
  • грибы – несколько сотен тысяч;
  • бактерии – более десяти тысяч.

Но при этом число еще не описанных видов примерно такое же (а в случае с микроорганизмами – еще больше).

Классификация

В биологии существует несколько классификаций организмов по различным признакам. Остановимся на двух из них, которые будут использованы при дальнейшем кратком описании растений, бактерий, грибов и лишайников.

По отношению клеток к кислороду в биологии выделяют две группы:

  1. Аэробы. Для их жизнедеятельности необходим свободный доступ молекулярного кислорода. При его отсутствии они погибают.
  2. Анаэробы. Обитают в средах без доступа кислорода, который для них губителен.

Кроме того, существуют факультативные анаэробы, способные переходить с одного типа дыхания на другой, и аэротолерантные анаэробы, безразличные к факту наличия или отсутствия кислорода.

Приведенные классификации условны, так как иногда довольно трудно отнести организм к той или иной группе.

Растения

Одной из основных групп многоклеточных организмов являются растения. Биология относит к ним деревья, кустарники, цветы, травы, мхи, папоротники, хвощи, плауны и т.д. Часто к растениям причисляют водоросли – все или только отдельные виды.

Свойства растений

К характерным признакам растений в биологии принято относить следующие:

  • клетки имеют плотную (как правило, целлюлозную) оболочку, которая не пропускает твердые частицы;
  • подавляющая часть – фототрофы, способные к фотосинтезу, в результате которого выделяется свободный кислород;
  • чаще всего имеют зеленый цвет из-за содержащегося в клетках пигмента (хлорофилла);
  • ведут преимущественно неподвижный образ жизни;
  • рост происходит в течение всей жизни;
  • чаще всего присутствует разделение на подземную и надземную части.

Нельзя сказать, что все признаки уникальны, но тем не менее, они позволяют понять, о какой группе организмов идет речь.

Биологией описано около полумиллиона видов растений. Это число все время увеличивается, так как постоянно происходит открытие новых видов.

Культурные растения

Растения, как и животные, подверглись одомашниванию человеком. Кроме того, были выведены новые сорта и новые виды растений.

Главнейшими из них являются следующие:

  • хлебные – пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, сорго;
  • зернобобовые – фасоль, горох, чечевица;
  • сахароносные – сахарная свекла и сахарный тростник;
  • масличные – подсолнечник, арахис, маслина.

Не стоит забывать о зерновых, овощных, плодовых, ягодных и других культурных растениях. Сюда же стоит отнести чай, кофе, какао, виноград, цветы, табак, кормовые и технические сорта растений.

Значение

Значение растений трудно переоценить. Прежде всего, это обогащение атмосферы кислородом. Растения являются активными участниками круговорота веществ в природе, служат частью, а иногда и основой питания многих организмов, включая человека. Заселенные ими степи, луга и леса являются средой обитания других представителей флоры и фауны. Растения участвуют в образовании почвы и предохраняют ее от эрозии.

Растения широко используются человеком в следующих отраслях:

  • пищевая промышленность – ягоды, фрукты, овощи, съедобные растения;
  • легкая промышленность – производство тканей из волокнистых растений: хлопчатника, льна, конопли;
  • деревообработка и строительство – получение целлюлозы, производство и использование строительных материалов, деревянной посуды, спичек, мебели;
  • энергетика – использование дерева и его производных (брикетов из древесных стружек и пыли, каменного угля, торфа) в качестве источника энергии;
  • химия и медицина – каучук, ценные смолы, эфирные масла, красители, лекарственные растения и витамины.
  • животноводство – различные травы в качестве кормовой базы.

Бактерии

Бактерии – это одноклеточные микроорганизмы величиной от 0,5 до 13 мкм (0,0005-0,013 мм). Одни из них ведут неподвижный образ жизни, другие же могут передвигаться за счет извивания, скольжения по поверхности или с помощью жгутиков, расположенных с одного или обоих полюсов клетки.

В биологии принято выделять следующие виды по форме бактерий:

  • шаровидные – кокки и их группы в виде двух клеток (диплококки), цепочек (стрептококки), гроздей (стафилококки) и другие варианты;
  • палочковидные, включая бациллы (дизентерийная, чумная палочки);
  • изогнутые – вибрионы, спириллы, спирохеты.

Среда обитания

Бактерии живут практически везде – в воздухе, воде, почве, в мертвых и живых тканях растений, животных и человека. На их жизнедеятельность влияют основные факторы:

  1. Температура. Оптимальным считается диапазон от +4 до +40°С.
  2. Кислород. Среди бактерий есть и аэробы, и анаэробы, и факультативные анаэробы, и даже аэротолерантные анаэробы, например молочнокислые бактерии.
  3. Кислотность. Для большинства бактерий кислая среда губительна.
  4. Прямой солнечный свет. Большая часть бактерий погибает, находясь под воздействием прямых солнечных лучей.

Неблагоприятные условия приводят к замедлению или полной остановке размножения бактерий, а могут вызвать и их гибель. Часть же бактерий, например, бациллы-возбудители туберкулеза, сибирской язвы, способны образовывать споры. Этот процесс хорошо изучен биологией и заключается в переходе клетки в состояние покоя и образовании вокруг нее плотной защитной оболочкой. Спора может переносить воздействие вредных внешних факторов довольно длительное время – до десятков, а иногда и сотен лет, не теряя жизнеспособность. В пригодных для жизни условиях спора прорастает, и из нее появляется живая клетка бактерии.

Свойства

Размножение бактерий осуществляется путем простого деления клетки на две части. В благоприятных условиях каждые 15-20 минут их количество может удваиваться. Кроме того, в биологии зафиксирована примитивная форма полового размножения.

В природных условиях бактерии выполняют следующую роль:

  • снабжают растения многими полезными веществами, например, азотом;
  • разлагают навоз, удобрения, мертвые останки растений и животных;
  • участвуют в переработке клетчатки, находясь в пищеводе животных и человека.

Человеком бактерии используются в следующих целях:

  • производство уксуса и витамина С – ;
  • получение кисломолочных продуктов, сыров, засолка овощей, производство силоса – молочнокислые бактерии;
  • производство антибиотиков – стрептомицеты.

Грибы

Современной биологии известно около ста тысяч видов грибов. Их уникальность состоит в сочетании свойств растений и животных.

С растениями грибы объединяют следующие свойства:

  • наличие клеточной оболочки;
  • неподвижность и рост в течение жизни;
  • размножение спорами;
  • питание растворенной в воде органикой.

Как и животные, грибы имеют следующие характеристики:

  • относятся к ярко выраженным гетеротрофам;
  • не способны к фотосинтезу;
  • запасное питательное вещество – гликоген, а не крахмал;
  • клеточная оболочка хитиновая, а не из целлюлозы.

Свойства

Тело гриба образуется тонкими нитями (гифами). Их совокупность в биологии называют грибницей, или мицелием. Рост гриба сопровождается проникновением гифов внутрь питательной среды, где они разрастаются, образуя множественные ветви.

В биологии существует несколько классификаций грибов:

В природе грибы, способствуя разложению различных органических материалов, увеличивают плодородие почв. Человеком грибы используются в следующих областях:

  • пищевая промышленность – съедобные грибы для приготовления блюд, и дрожжи для приготовления напитков методом брожения и ферментации пищевых продуктов;
  • медицина – производство антибиотиков и других лечебных препаратов;
  • химия – получение химических веществ для технических целей.

При этом грибы могут вызывать у человека кожные заболевания, болезни внутренних органов. Ядовитые грибы и продукты, зараженные токсинами микроскопических грибов, приводят к серьезным отравлениям, иногда смертельным. Вредны также грибы-галлюциногены. Кроме того, к негативным явлениям относятся вызываемые грибами болезни растений, разрушение древесины живых деревьев, плесневыми грибами.

Лишайники

Биология рассматривает лишайники как содружество грибов (90% состава) и одноклеточных водорослей (10%), а иногда и цианобактерий. Грибы-гетеротрофы снабжают водоросли водой и минеральными веществами, поглощаемыми из почвы. Водоросли-автотрофы обеспечивают грибы синтезируемыми ими органическими веществами.

Свойства

Тело лишайника (слоевище) может быть гомомерным, когда водоросли хаотично расположены между гифами грибов, и гетеромерным, то есть иметь упорядоченные функциональные слои.

Размножение лишайников осуществляется посредством клеток водоросли, оплетенных гифами гриба, которые сформировались внутри слоевища (соредии) или выглядят как выросты на теле слоевища (изидии). Кроме того, кусочек высохшего слоевища, отнесенный ветром в благоприятную среду, может образовать новый лишайник.

Такое уникальное строение лишайников позволяет им выживать в условиях, которые непригодны для отдельного существования грибов и водорослей. Биологией фактически установлена способность лишайников долго обходиться без влаги, выживать при температуре –50 и +60°С. Их фотосинтез продолжается даже при отрицательной температуре. При этом большинство лишайников погибает даже при незначительном загрязнении среды.

Значение

Лишайники, первыми осваивая безжизненные участки, подготавливают среду для других организмов. Служат кормом для животных, например, северных оленей, а отдельные виды съедобны даже для людей. Используются для получения красок и лакмуса. Служат биологическими индикаторами загрязненности среды.

При этом лишайники – причина первой стадии эрозии горных пород.

Биология дает ответы на вопрос о пользе или вреде того или иного . Но общепризнанным фактом является то, что не существует «ненужных» организмов. Удаление из любой экосистемы любого его члена отрицательно сказывается на всей среде.

О роли отдельного организма нельзя судить отвлеченно, ведь в природе широко развиты взаимосвязи между различными видами. Так, растения часто живут в симбиозе с грибами, снабжая друг друга необходимыми веществами. Рассмотренные выше лишайники тоже являются примером взаимовыгодного сотрудничества.

Лист

Лист — это та «волшебная фабрика», где под действием солнечных лучей происходит превращение, которому могли бы позавидовать средневековые алхимики. Из неорганических веществ (воды, углекислого газа) растение создаёт вещества органические. Помимо этого лист дышит, испаряет воду.

Каждый лист можно сравнить с чутким прибором. Он прекрасно чувствует небольшие изменения освещённости. Пока солнце движется по небосклону, черешки листьев непрерывно «работают», поворачивая каждый лист так, чтобы на него падало как можно больше света. Если комнатное растение развернуть от света, то на следующий день можно будет увидеть, что все его листья дружно «повернулись обратно». Впрочем, иногда лист начинает избегать чрезмерного освещения. У эвкалиптов, например, в разгар дневной жары листья поворачиваются «ребром» к свету.

Листья «стараются» не затенять друг друга. Это хорошо можно видеть у плюща, который при небольшом количестве листьев может покрывать стену

сплошным «зелёным ковром». Такое расположение листьев называется листовой мозаикой.

Ощущают листья и гравитацию (всемирное тяготение). Причём, как неожиданно выяснили учёные, в первую очередь они ориентируются именно на силу тяжести, а не на свет. Когда растения выращивали «вверх ногами» (точнее, корнями) и освещали тоже снизу, листья всё равно поворачивались вверх. Видимо, в природе растения не сталкивались со случаями, когда свет падал бы снизу!

Природа немало потрудилась, создавая существующее разнообразие форм листьев. Учёные различают простые и сложные листья. Сложный лист состоит из нескольких листочков на общем черешке (например, у клевера, конского каштана). Главное отличие его от простого — не в сильной рассечённости, а в том, что каждый листочек может опасть отдельно. Листья могут превращаться в колючки (у барбариса), усики (у гороха), ловчие аппараты (об этом рассказано в статье «Хищные растения»).

На каждом листе видны многочисленные жилки (раньше их называли «нервами»). Но ничего общего с нервами животных у них нет. Это «трубопровод» листа, по которому он сообщается со всем растением. Каков срок жизни листа? У листопадных растений — около полугода. Но и у вечнозелёных растений срок жизни листьев не так уж велик. У сосны лист (хвоинка) в среднем живёт 2 года, у лавра — 4 года, у ели — до 12 лет. Только у вельвичии удивительной (см. ст. «Голосеменные») два её единственных листа живут несколько столетий.

Очиток едкий (семейство толстявковых): листья сильно утолщены, за что растение получило в народе название «заячья капуста».


Молочай страшный: листья видоизменились в колючки.


Расположение листьев: очерёдное, супротивное, мутовчатое.

Сколько листьев может быть на одном дереве? Ботаники знают ответ и на этот вопрос. Например, на старом дубе растёт около четверти миллиона листьев, а на кипарисе — 50 млн. хвоинок.

Корень

Между корнями и листьями существует «разделение труда». Листья обеспечивают всё растение органическими веществами, а корни снабжают его водой и минеральными солями. Корень закрепляет растение в почве, помогает ему противостоять ветрам и бурям. В поисках воды и минеральных солей он проникает в толщу земли, порой на большую глубину. Например, корень верблюжьей колючки, растущей в пустынях Средней Азии, уходит на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод. А рекорд проникновения в глубь земли принадлежит корням инжира (120 м) и вяза (110 м).

Слова о том, что корень ищет в почве необходимые вещества, — не преувеличение. Посадите в бедную почву по кругу диаметром до метра какие-нибудь семена. В центр положите комок навоза. Когда растения хорошо разовьются, раскопайте землю возле круга. Вы увидите, что все растения протянули свои корни к лежащему в центре комку и густо оплели его ими.

Растёт корень чаще всего прямо вниз.

Корень верблюжьей колючки порой уходит в глубину на 15 м.


Растения с мочковатой (1) и стержневой (2) корневыми системами.


Дыхательные корни мангрового дерева

Как он чувствует силу тяжести? Учёные выяснили, что главную роль в этом играет корневой чехлик. (Чехлик, как колпачок, защищает от повреждений растущую верхушку корня.)

Ещё Чарлз Дарвин обратил внимание на то, что корень, лишённый чехлика, «теряет ориентацию» в пространстве и начинает расти «куда попало». Дарвин назвал такой корень «обезглавленным». Он сделал интересное наблюдение: если положить растение набок, «обезглавить» корень, а затем вернуть растение в прежнее положение, то корень будет как бы «по памяти» расти под прямым углом (т. е. параллельно поверхности земли). Дарвин даже сравнил такое растение с животным, у которого очень медленно движутся импульсы по нервам. Предположим, говорил он, что, лёжа на земле, такое животное решило подняться, после чего было обезглавлено. И вот через несколько часов, когда импульс дошёл по назначению, лишённое головы животное поднялось с земли.

В клетках чехлика под микроскопом заметны крупные зёрна (т. е. крупинки) крахмала. Есть предположение, что эти зёрна играют такую же роль, как «ушные камешки» у животных (об органах равновесия см. ст. «Органы чувств»), своим давлением указывая направление действия силы тяжести. Любопытно и то, что в полной невесомости высшие растения, как правило, погибают.

Воду и минеральные соли — пищу растения — корень впитывает через корневые волоски. Корневые волоски — мощное орудие всасывания. Каждый из них состоит всего из одной клетки и очень мал (хотя «пушок» из корневых волосков можно увидеть невооружённым глазом). Проводя опыт, биологи измерили длину всех корней одного растения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками — 11 тыс. км! (Правда, надо сказать, что в полевых, а не оранжерейных условиях общая длина всех корней примерно в десять раз меньше указанной.)

Известны случаи, когда стебли прорастали через затвердевший асфальт, который нельзя было пробить даже кайлом. Но корни ещё сильнее. Они могут «прогрызать» насквозь даже самый твёрдый камень, проникая сперва в ничтожные трещины, а затем шаг за шагом разрушая его. Понятно, что даже самая твёрдая почва для них — тем более не преграда.

Некоторые растения, например сосну обыкновенную, можно встретить на песках, на голых гранитных скалах, на болотах. Корни у неё в каждом случае разные. На песках у неё будет глубокий стержневой корень, доходящий до грунтовых вод. А на болоте — какой смысл забираться вглубь? Влаги и так хватает. Здесь корни сосны будут ветвиться в верхних слоях почвы.

Ботаники выделяют два основных типа корневых систем. Стержневые корни (как у петрушки) — прекрасная опора. А мочковатая корневая система (как у злаков) зато охватывает больший объём почвы.

Корнеплоды (свёкла, репа, морковь и др.) — это видоизменённые корни. Есть и более необычные разновидности корней. Например, дыхательные корни. Корню, как и другим частям растения, нужно дышать, а в болотном иле, где идёт брожение, кислорода почти нет. Если у речки, протекающей сквозь болото, растут ивы, то в воде у берегов речки часто видна настоящая щётка корней красного цвета, торчащих вверх. Они впитывают кислород из проточной воды и снабжают им корни ивы, погружённые в ил.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png