Учебно-методическое пособие

Частица «не» с разными частями речи

Кирякова Марина Викторовна
ГБОУ № 513 Санкт-Петербург

Пособие адресовано обучающимся, которые испытывают затруднения при выборе слитного и раздельного написания слов разных частей речи с НЕ.

Пособие содержит теоретический материал, обобщающую таблицу, которую просто использовать при выполнении заданий, и сами задания.

Теоретический материал

Если слово без НЕ не употребляется, то оно и произведенные от него слова пишутся с НЕ слитно.

Правописание НЕ с именами прилагательными, существительными и наречиями на о/е

Приступая к работе над заданием, вы должны помнить, что написанная раздельно со словом частица НЕ выражает отрицание. Например, не красная, не зеленая - это отрицание цвета, а не указание на то, что это другой определенный цвет, не тетрадь, не дом не говорит нам о другом значении слова, а лишь отрицает принадлежность данных предметов к дому или тетради. Если вы выбираете слитное написание с НЕ, то в большинстве случаев речь идет уже о новом значении слова (синониме). Например, недруг значит враг, невысокая значит низкая, нехорошо значит плохо. Это принципиальная разница при выборе слитного и раздельного написания слов с НЕ.

Важно помнить! Если вы используете усиливающие отрицание слова далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, то в этом случае написание будет раздельным. Например, далеко не интересный рассказ , то есть в данном выражении нет нового значения, как было бы, если б вы просто сказали неинтересный рассказ (т. е. скучный)

В том случае, если во фразе есть противительный союз а, то предложение содержит отрицание (признака, предмета или качества), соответственно НЕ пишется раздельно. Например, он мне не друг, а враг; здание не высокое, а приземистое.

Конечно, этим не исчерпываются все случаи использования частицы НЕ. То, о чем говорилось выше, относится к именам существительным, прилагательным и наречиям на о/е, хотя и тут имеются исключения (см. таблицу)

Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями именами числительными

С глаголами, деепричастиями и именами числительными НЕ всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ слово не употребляется. Например, не читал, не читая, не один, но ненавидеть, ненавидя.

Важно!

При двойном использовании частицы НЕ с глаголами наступает обратный эффект, вместо отрицания НЕ выражает здесь необходимость действия.

Например, не могу не сказать, не могу не согласиться, нельзя не сознаться , т. е. значение данных выраженийдолжен сказать, должен согласиться, должен сознаться.

Важно!

Следует различать приставку НЕ и приставку НЕДО, которая указывает на недостаточность норме. Например, малыш не доел кашу (отрицание действия, поэтому пишется раздельно). В Блокаду люди недоедали (пишется слитно, так как еды не хватало, здесь использована приставка НЕДО).

Правописание НЕ с причастиями

Одиночные причастия пишутся с НЕ слитно. Например, незаконченное дело, непрочитанная рукопись птица.

Если при причастии есть поясняющее слово (за исключением слов обозначающих степень качества), то причастие с НЕ пишется раздельно, если в качестве поясняющего слова даны слова типа крайне, совершенно, совсем (наречия меры и степени), то причастия обычно пишутся с НЕ слитно. Например, совершенно неподходящий выход.

Правописание НЕ с местоимениями и местоименными наречиями

Сложность в написании НЕ с данной частью речи обычно встречается при использовании отрицательных и неопределенных местоимений, в этом случае надо помнить, что в 99% они с НЕ пишутся слитно, если нет предлога. Например, некто, нечем, некогда.

Если есть предлог, то они пишутся в три слова. Например,не у кого, не о чем.

С местоимениями других разрядов НЕ пишется раздельно. Например, не я, не всякий, не так.

« Не с разными частями речи»

Пишется слитно

Пишется раздельно

Если без «не» не употребляется

Например:

ненавидеть, нездоровится, неряха, небрежный, невзлюбив.

С глаголами и деепричастиями

Например:

не работать

не работая

С существительными, наречиями, оканчивающимися на - о-е-, качественными прилагательными, если можно заменить синонимами, нет слов «вовсе», «далеко», «ничуть», «совсем» и нет противопоставления.

Например:

невежливый = грубый

неприятель = враг

нехорошо = плохо

совсем не интересный

далеко не красивый

С существительными, притяжательными и относительными прилагательными, наречиями на

О-е-, с полными причастиями, если есть противопоставление

Например:

не друг, а враг

не отправленное, а забытое на столе письмо

не хорошо, а плохо

Полные одиночные причастия без противопоставлений

Например:

невыученный урок

незаконченное дело

С числительными

Например:

не один раз

не одиннадцатый

Полные причастия, при которых есть в качестве зависимых слов наречия меры и степени

Например,

совершенно необдуманное решение

С причастиями, если те имеют зависимые слова (не наречия меры и степени)

Например:

не вспаханное вовремя

не сделанный мною урок

С отрицательными и неопределенными местоимениями без предлога

Например:

некоторые

С производными предлогами

Например:

невзирая на

несмотря на

С краткими причастиями

Например:

не сделано

не прочитано

С прилагательными на -мый-

Например:

нелюбимый

С прилагательным

на - мый-, если оно имеет пояснительное слово, начинающееся на «ни»

Например:

никем не любимый

ничуть не любимый

С отрицательными и неопределенными местоимениями с предлогом

Например:

ни у кого

С краткими прилагательными, не имеющими полной формы (особенно в составе сказуемого)

Например:

не должен

С наречиями не на -о-е-

Например:

не совсем

не сначала

неподалеку

невдалеке

невдомек

немножечко

Ненароком

Тренировочные задания

1. Дождь (не) приносил облечения.

2. Задание было (не) выполнено.

3. Он (не) навидел войну.

4. Звери (не) разбегались, а ждали у кормушки.

5. (Не) читая, трудно стать грамотным человеком.

6. (Не) разобравшись в том, что произошло, нельзя принимать решения.

7. (Не) могу (не) участвовать в соревновании.

8. Мне (не) здоровится.

9. Он уходил, (не) оборачиваясь и (не) прощаясь.

10.Мне (не) хватало внимания.

11.Мы (не) доумевали по поводу мотивов его поступка.

12.Много работая, я часто (не) досыпал.

13.(Не) чистый на руку повар (не) досыпал сахар в блюдо.

14.(Не) заметив подвоха, Егор вошел в дом.

15.Почему (не) убрана комната?

16.(Не) скошенная вовремя трава.

17.Совершенно (не) проработанный материал.

18.(Не) законченное, а начатое (не) давно письмо.

19.Никем (не) любимый предмет.

20.(Не) смотрящий вперед рулевой.

1. Он совершил (не) красивый поступок.

2. Из леса вышел (не) человек, а зверь.

3. Это (не) деревянный дом.

4. Река (не) широкая, а узкая.

5. Ущелье (не) большое, но очень глубокое.

6. Мой друг попал в (не)волю.

7. (Не)правда разрушает дружбу.

8. (Не)вежественный посетитель.

9. Никому (не) известный писатель.

10.Абсолютно (не) правильное решение.

11.Я видел (не) приятеля, а своего злейшего врага.

12.(Не) легкая ноша.

13.Это было (не) огромное, а очень маленькое сооружение.

14.(Не) спортивное поведение.

15.(Не) спортивная, а балетная обувь.

16. Для меня это было (не) трудное решение.

17.За окном царила (не) погода.

18.Он совершил (не) красивый поступок.

19.(Не) ряха вечно разбрасывает вещи.

20.Передо мной лежало явно (не) мамино украшение.

1. Мы (не) раз любовались закатом

2. Виктору (не) когда было смотреть телевизор.

3. (Не) что проникло в комнату.

4. Я живу (не) на пятом этаже.

5. (Не) которые люди любят путешествовать.

6. Это сделал (не) я.

7. (Не) мой портфель.

8. В кино она ходила (не) одна.

9. Он сделал (не) хорошо.

10.Миша поступил (не) по-дружески.

11.Мама (не) один раз мне говорила об этом.

12.Мне (не) с кем идти в театр.

13. Она сама (не) своя.

14. (Не) что вроде вихря.

15. (Не) медленно приходите к нам.

16. Роман был (не) третьим в очереди.

17. В семье было (не) четверо, а пятеро детей.

18.Нам (не) у кого узнать дорогу.

19.На уроке было (не) скучно.

20.(Не) любой человек может туда попасть.

Проверь себя

Глагол, деепричастие, причастие

1. Дождь не приносил облечения.

2. Задание было не выполнено.

3. Он ненавидел войну.

4. Звери не разбегались, а ждали у кормушки.

5. Не читая, трудно стать грамотным человеком.

6. Не разобравшись в том, что произошло, нельзя принимать решения.

7. Не могу не участвовать в соревновании.

8. Мне нездоровится.

9. Он уходил, не оборачиваясь и не прощаясь.

10.Мне не хватало внимания.

11.Мы недоумевали по поводу мотивов его поступка.

12.Много работая, я часто недосыпал.

13.Нечистый на руку повар не досыпал сахар в блюдо.

14.Не заметив подвоха, Егор вошел в дом.

15.Почему не убрана комната?

16.Не скошенная вовремя трава.

17.Совершенно не проработанный материал.

18.Не законченное, а начатое недавно письмо.

19.Никем не любимый предмет.

20.Не смотрящий вперед рулевой.

Имена прилагательные, существительные

1. Он совершил некрасивый поступок.

2. Из леса вышел не человек, а зверь.

3. Это не деревянный дом.

4. Река не широкая, а узкая.

5. Ущелье небольшое, но очень глубокое.

6. Мой друг попал в неволю.

7. Неправда разрушает дружбу.

8. Невежественный посетитель.

9. Никому не известный писатель.

10.Абсолютно не правильное решение.

11.Я видел не приятеля, а своего злейшего врага.

12.Нелегкая ноша.

13.Это было не огромное, а очень маленькое сооружение.

14.Неспортивное поведение.

15.Не спортивная, а балетная обувь.

16. Для меня это было не трудное решение.

17.За окном царила непогода.

18.Он совершил некрасивый поступок.

19.Неряха вечно разбрасывает вещи.

20.Передо мной лежало явно не мамино украшение.

Местоимения, наречия, числительные

1. Мы не раз любовались закатом

1. Виктору некогда было смотреть телевизор.

2. Нечто проникло в комнату.

3. Я живу не на пятом этаже.

4. Некоторые люди любят путешествовать.

5. Это сделал не я.

6. Не мой портфель.

7. В кино она ходила не одна.

8. Он сделал нехорошо.

9. Миша поступил не по-дружески.

10.Мама не один раз мне говорила об этом.

11.Мне не с кем идти в театр.

12. Она сама не своя.

13. Нечто вроде вихря.

14. Немедленно приходите к нам.

15. Роман был не третьим в очереди.

16. В семье было не четверо, а пятеро детей.

17.Нам не у кого узнать дорогу.

18.На уроке было не скучно.

19.Не любой человек может туда попасть.

76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

1. Пишутся раздельно:

  • частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
  • частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);

2. Пишутся через дефис:

  • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

Правописание частиц НЕ с разными частями речи

часть речи

раздельно

1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),

1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)

1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)

местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать

если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)

причаст.

причастив

если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены),
если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)

1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)

1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."

  • Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
  • Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Л.В. ВЕЛИКОВА,
г. Москва

Тренинг: правописание не и ни с разными частями речи

Занятие 1

Правописание частицы не

Упражнение 1

Раскройте скобки.

(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

Упражнение 2

Допишите не слитно или раздельно, усиливая отрицание словами вовсе, далеко, отнюдь.

Не легкая служба

Случайная встреча
_ бесполезные занятия
_ настоящая игра
_ известный спортсмен
_ знакомый человек
_ приметная внешность
_ выгодный контракт
_ любопытный зверек
_ избалованный ребенок

Далеко не легкая служба

Случайный промах
_____ _ бесполезные растения
_____ _ настоящий писатель
_____ _ известный поэт
_____ _ знакомая улица
_____ _ приметная деталь
_____ _ выгодная сделка
_____ _ любопытный человек
_____ _ избалованные зрители

Упражнение 3

Раскройте скобки.

(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.

Упражнение 4

Напишите не с глаголами слитно или раздельно.

Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.

Упражнение 5

Раскройте скобки.

(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

Занятие 2

Правописание частицы ни

Частица ни употребляется:

– для усиления отрицания, выраженного глаголом с частицей не:

В письме не было ни слова о любви. В доме ни звука.

В этом предложении отрицание опущено.

Внимание! Не в сочетаниях не кто иной, как и не что иное, как пишется раздельно: Это был не кто иной, как Дед Мороз.

И она, представьте себе, увлеклась не кем иным, как этим странным человеком. Это было не что иное, как шаровая молния.

Упражнение 1

Раскройте скобки. Вставьте е или и .

(Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.

Упражнение 2

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. (Ю.Олеша) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. (Т.Толстая) 3. Кем только он (н_)работал в армии. (В.Шукшин) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. (А.Майков) 5. И он уже так далеко, что (н_)крикнутъ, (н_)помочь. (А.Твардовский) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. (М.Салтыков-Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. (В.Шукшин) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! (М.Булгаков) 9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. (М.Булгаков) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. (М.Булгаков) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. (М.Булгаков) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. (К.Чуковский) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. (Т.Толстая)
14. Короче говоря, полемизировать мне (н_)с кем и (н_)о чем. (Т.Толстая) 15. (Н_)один луч солнца (н_) проникал сквозь плетеные облака, обдававшие духотой. (В.Катаев) 16. К своему разочарованию, Петя не видел (н_)вдов (н_) плачущих ив (н_)серого неба. (В.Катаев ) 17. Мысль о присутствии чумы очень (н_)приятна с (н_)привычки. (А.Пушкин) 18. Осмотрев чумного и обещав (н_)счастному скорое выздоровление, я обратил вн_мание на двух турков, которые выводили его под руки, раздевали, щупали, как будто чума была (н_)что иное, как насморк. (А.Пушкин) 19. В Арзруме (н_)за какие деньги (н_)льзя купить то, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии. (А.Пушкин) 20. В рот (н_)чего (н_)возьму в вашем буфете! (М.Булгаков) 21. Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть (н_)изъяснимую. (А.Пушкин) 22. Как я (н_)боялся щекотки, я (н_)вскочил с постели и (н_) отвечал ему. (Л.Толстой) 23. Человекам он был (н_)запятнанным (н_)интригами, (н_)компромиссами с властью. (Из газет) 24. Он занимался (н_)артистическими фантазированиями, а проектированием будущего архитектуры. (Из газет) 25. Это биография русского гения, родившегося как будто (н_)ко времени и как будто (н_)к месту. (Из газет) 26. Заглянул под печку, заглянул на печку – (н_)на печке, (н_)под печкой, (н_)в шкафу, (н_)под столом (н_)кого (н_)было. (Ю.Коваль) 27. (Н_)медведицы, (н_)медвежонка не было. (Ю.Коваль) 28. Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, (н_)дать (н_)взять мыльный пузырь, если ты его выдуваешь на закате солнца, когда оно красное. (В.Драгунский) 29. Лимончик внимательно к нему прислушался, посмотрел на него своим блестящим глазком и опять запрыгал, как (н_)(в)чем (н_)бывало. (В.Драгунский) 30. У него (Алеши) нет (н_)корыстолюбия, (н_)самолюбия. (А.Чехов) 31. (Н_)гонят из-за стола и (н_)укладывают спать – и на том спасибо. (А.Чехов) 32. Теперь же совесть его могла оставаться совершенно спокойной: он здесь (н_)(при)чем, такова воля Гаврика. (В.Катаев)

Занятие 3

Тест-диктант

1.
2.

Преображенский с утра был в пр_поднят_м настроени_. Сегодня стан_т извес_но что Леночка студентка. С одной стороны коне_но жаль было рас_тават_ся с квал_фицирова_ой секретаршей. Другую взять пока (не)откуда, к тому(же) он знал что нов_нькую (не)взлюб_т с первого взгляда. Далеко (не)легкое дело найти Леночк_ достойную замену. С ней он (н_)сколько (н_)волновался за свое рабоч_е расписание ей (не)надо было напом_натъ по (не)скольку раз об одном и том(же). Что (н_)сделает – все хорошо. С другой стороны девочка (н_)ост_навл_валась (н_)перед какими трудностями: днем работала вечерами зан_малась почти (н_)где (н_)бывала в эту зиму – (н_)хватало времен_. Генерал был искрен_е рад ее удач_. Преображенский увид_л лотки с цветами и отругал себя за(то) что (н_)дог_дался купить цветов (за)ран_е. Он сегодня oп_здает на работу. (Н_)чем (н_)оправда_ый поступок! Он перешел (н_)широкую но ож_вле_ую улицу и стал (н_)торопясь выбирать цветы. В одних ему (н_)доставало красок другие на его взгляд были (н_)достаточно торжестве_ы.
– Смотрите какой ш_карный букет! – вм_шалась продавщица и прот_нула Преображенскому целый сноп цветов (н_)вообразимых соч_таний завернутый в бл_стящую гофрирова_ую бумагу. – Или вот этот, еще богаче!
– Букет должен быть (не)богатый, а красивый, – сухо заметил Преображенский.
Он (на)конец нашел то что искал: (н_)большие ярко(алые) пр_таились в углу за спинами своих царстве_ых соседок свеж_е подмосковные розы. Генерал пр_поднял к_рзину с розами и почу_ствовав пр_ятную тяж_сть легонько встр_хнул ее. Тугие бутоны будто свернут_е из п_рч_вой ткан_ легли пр_хотливым веером и окр_пили водой тр_туар.
– Это вам обойдется (не)дешево! – (не)доверчиво сказала продавщица.
– Вы девушка крайне (н_)вежливы! – строго произнес Преображенский от_итывая деньги.
Довольный он двинулся дальше. Переждав поток беше_о мчащ_хся машин Преображенский вновь пер_сек улицу и посм_трев на часы охнул. (Н_)теряя больше (н_)минуты он направился к ст_ри_ому особн_ч_ку.
Леночка коне_но (н_)свет (н_)заря ездила смотреть вывешен_ые списки и теперь ждет его в своей _ранж_ре_. Она(то) всегда приходит (во)время. Генерал с удовольствием посмотрел на цветы и открыл дверь пр_емной.

Занятие 4

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Как и ож_дал Преображенский Леночка была уже на работе. «Какие новости в раю? Что пели нынче с_рафимы?» – попр_ветствовал ее улыбающ_йся генерал. Но Леночка обычно ож_влен_ая сидела стран_о пр_тихшая и печальная. (Не)веселый, а горес_ный взор ее пор_зил Преображенского. Видно было (не)вооружен_ым глазом что случилось что(то) (не)доброе. Она увид_ла цветы и лицо ее иск_зилось (не)ст_рпимой болью.
Пол_жение Преображенского было (не)завидн_м. Розы были явно (н_)(к)чему. Однако Леночка (н_)прол_ла (н_)слезинк_ пока рас_казывала ему что (н_)добрала (пол)бал_а. Она рас_чит_вала на (полу)проходной (такое быва_т и на филфак_ и на мехмат_ и на многих других факультетах), но ее рас_четы не оправдались. Преображенский заикнулся было об aп_ел_яции, но aп_ел_ировать было (н_)к кому и (н_)о чем. Генерал поставил розы в угол закрыл дверь пр_емной и об_явил всем в отделе что веселит_ся не с чего, праз_ничный торт следует убрать, а в пр_емную (н_)входить. Девочк_ (не)где спрятат_ся что(бы) пережить (не)удачу. (В)прочем ута_вать провал было (не)(от)кого. Отдел был дружный и все сочу_ствовали своей младш_й кол_еге. Друзья отр_гировали (по)разному. Рас_тро_н_ый Прелюбодеев (н_)кого (н_)слушая и бормоча (что)то (не)связное тут(же) пошел утешать свою уч_ницу. Прилуцкий же постук_вая к_блуком начищен_ого до блеска ботинка вдруг стал насвистывать что(то) сердитое, а потом и (во)все пов_рнулся и (н_)слова (н_)сказав ушел проч_ в (не)извес_ном напр_влени_. Все эти дни он бегал как уг_релый добывая (не)обходимую информацию для оч_редного ра_следования. У него (н_)ост_валосъ (н_)минуты свободной что(бы) подумать о чем(нибудь) кроме поруче_ого дела. «Прекрас_ный работник но какой все(же) сухарь! Так(то) уж совсем (не)(по)товарищ_ски», – подумал (в)сер__цах Преображенский.

Какой-то вечно мрачный, злой.

(Л.Рубинштейн)

Взд_хнув он в_рнулся к себе. Надо было пр_coeд_ниться к Прелюбодееву и (во)что(бы)то (н_)стало уб_дить девочку что (не)(за)чем ра_кисать из-за (не)удач_, (в)переди у нее целая жизнь. (В)прочем, (н_)для кого (н_)секрет что подобные советы (н_)кому и (н_)когда еще (н_)помогали. В пр_емной Леночка маш_нально пер_б_рая какие(то) бумаги гов_рила Прелюбодееву что она полное (н_)чтожество, бе_мозглая кукла, (н_)(на)что (н_)способный человек. За_вление об уходе лежало на столе.
– Это очень (не)продума_ое решение, мы все вас так любим, – удруче_о говорил Прелюбодеев. – И совсем (не)важно студентка вы или нет!
– Нет, нет! Это очень важно! – горячо возр_жала Леночка. – Профе_с_онально я скоро буду (не)пр_годна потому что топчусь на одном месте. Ведь вы сами мне говорили что каждый человек интересен в развити_. (Не)(за)что меня любить.
Преображенский хотел было вмешаться но вдруг услышал как Прелюбодеев каким(то) чужим (не)знакомым ему голосом произнес:

Иногда вдруг возникает сумасшедшая мысль: «Ну что, сказать, что ли?».

(Л.Рубинштейн)

– Ежели бы я был не я, а красив_йший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на к_ленях просил руки и любви вашей...
– Да-да! – подхватила Леночка. – Я знаю: это Пьер говорит Наташ_! Я помню почти все сцены об_яснения в любви в русских романах. Они прекрас_ны!
«Как же, как же, – угрюмо подумал Преображенский. – Особенно хороши Одинцова с Базаровым. “Дун_те на ум_рающую лампаду!” Куда как славно!»
– А Кити и Левин? – продолжала Леночка. – Помн_те? Их молчаливый разговор на зеленом сукне карточного стола? Ведь они писали начальные буквы мелком – и все было сказано: что она любит его, что скаж_т родителям, что завтра он пр_едет делать пр_дл_жение...
«О господи! – подумал Преображенский. – Второй тр_гедии за день я (н_)вынесу». Он прошел к себе и плотно пр_творил дверь.

Можно никуда не смотреть, но все видеть.

(Л.Рубинштейн)

Занятие 5

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Так кто же, как не Милиционер,
Забыв о собственном достатке,
На нарушителей порядка
Восстанет чист и правомерн!

(Д.А. Пригов)

Предстояло еще позвонить Ирине Родионовне что(бы) отменить праз_ничный ужин и убереч_ Леночку от (н_)нужных поздравлений.
– Этого еще (н_)доставало! – бушевала Ирина Родионовна. – Кого(же) тогда прин_мать? Она (н_)ба_лов (н_)добрала а нужной суммы! (Н_)чем иным ее провал (н_)об_ясниш_!
– Я знаю тебя (н_)мало лет Ирина. Ты (н_)подражаема. Ты куда звониш_ и с кем разговар_ваеш_? – перебил ее генерал забыв что это он ей позвонил.
– Все твоя (н_)подкупная чес_ность! А меня какие только мысли за это время (н_)одол_вали. И вот дождались! Я вам Шерлокам Холмсам (н_)раз говорила: «Все ср_жаетесь за букву закона а жизн_ (н_)зна_те». Звони Изабелле, Богемскому – давайте слож_мся, пусть идет на платное отд_ление. (Необходимая сумма должна быть собран_а (н_)медлен_о. Для девочк_ (н_)жаль (н_)чего, помощи ей ждать (не)(от)куда. Мы с тобой (н_)доедали, (н_)досыпали, пусть молодые пож_вут (по)другому.
– Положим Холмс ср_жался не за букву закона а за дух добра, – рас_еян_о возр_зил Преображенский.
Он думал о том, что платное отд_ление это бл_стящий выход из пол_жения. (Н_)договорив фразы он схв_тился за внезапно зазв_нивш_й сотовый. Звонил Прилуцкий. Он только что вышел из канцеляри_ пр_емного отделения и обст_ятельно (н_)спеша см_куя подробности сообщил что произошло (н_)большое (н_)доразумение. Длинный список поступивших (н_)уместился на одном листе. Фамилия Леночк_ была последней на первой страниц_ и попала на место склейк_ двух листочков. Вот такая (н_)простительная (н_)брежность, (н_)больше, (н_)меньше! (В)виду такого прои_шествия Прилуцкому выдали дубл_кат списка принятых и сейчас он едет на работу. «Гром победы разд_вайся!» – ск_манд_вал себе Преображенский и вес_ло посмотрел на буш_вавшую (до)(сих)пор трубку озвуч_н_ую голосом Ирины Родионовны.
– В ушах еще звучит наш разговор (н_)давний... – нежно пропел он ей.
– Ты что сума_шедший? – окончательно рас_ердиласъ трубка и помолчав плач_щ_м голосом спросила:
– Другие новости Костя? Скажи (н_)томи душу!
Быстро законч_в разговор Преображенский расп_хнул дверь кабинета. (Н_)знающая усталост_ Леночка уже разобрала всю почту и теперь вын_мая цветы из к_рзины мирно б_седовала с Прелюбодеевым о роман_ «Кысь» Татьяны Толстой. Преображенский с удовольствием услышал что главным героем в романе представ_те себе являет_ся язык! Прелес_но! Рядом с Прелюбодеевым Леночка к_заласъ особен_о хрупкой. Она (н_)(до)ставала ему до плеча и вставала на ц_почки что(бы) поставить вазу на высокий стел_аж. Прелюбодеев согласно к_вал головой иногда (что)то ком_ентировал помогая ей рас_т_влять (н_)ув_дающие алые розы по всей пр_емной и ост_рожно (н_)к_саясь печальных утрен_их подробностей строил планы поступления на буду_щий год. Преображенский обнял их обоих и сообщил о чудес_ной новост_ только что рас_казан_ой ему Прилуцким.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва


Частица ни употребляется в основном для усиления (иногда и для передачи отрицательного смысла) и пишется обычно отдельно.
  1. Частица ни используется в отрицательных предложениях для усиления этого отрицания. Например: Не видно ни луны, ни звезд. Сказуемое с отрицанием может лишь подразумеваться: На улице ни души.
  2. Частица ни используется для усиления утверждения в уступительных оборотах кто бы ни, куда бы ни, сколько бы яп и др. Например: Куда ни посмотрю, везде зеленеет трава (в смысле всюду» везде).
Примечания. 1.0т этих оборотов надо отличать самостоятельные восклицательные предложения со словами только не: Чего он только не читал\ 2. В близких по построению предложениях частица ни отличается от частицы не по смыслу. Например: Кто ни встречался с ним, всякий удивлялся его начитанности - Кто не встречался с ним, тот не знал о его начитанности. 3. Различаются по смыслу частицы не и ни в оборотах не кто иной, как - никто иной не... . Например: Не кто иной, как Иванов, выполнил эту работу (при сказуемом выполнил нет отрицания) - Никто иной не мог выполнить эту работу (при сказуемом мог выполнить есть отрицание).
  1. Частица ни употребляется в устойчивых выражениях со значением неопределенности: ни то ни се, ни рыба ни мясо, ни стать ни сесть и др.
  2. Частица ни пишется всегда отдельно, исключая следующие случаи:
а) в отрицательных местоимениях без предлогов: никто, ничто (если ударение падает на частицу, то пишется не: нёкто, нёчто); ср.: ни у кого, ни в чем;
б) в отрицательных наречиях: нигдё, никогда, никуда, ниоткуда, ничуть и др.
Упражнение 443. Прочтите и объясните слитное написание частицы не в выделенных словах.
1. Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами (П.). 2. Но говорят, вы нелюдим: в глуши, в деревне все вам скучно (П.). 3. Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака (П.). 4. На век оставлю Рим: я рабство ненавижу (П.). 5. Ко мне забредшего соседа, поймав нежданно за полу, душу трагедией в углу (П.). 6. К востоку примыкает она к диким, необитаемым местам, к непроходимому болоту (П.). 7. Был я у Перовского, который показывал мне незаконченные картины Брюллова (П.). 8. К штатской службе молодой человек чувствовал себя совершенно неспособным (П.). 9. Маленькие осинки побеждают даже траву и вырастают, несмотря ни на что (Пришв.).
Упражнение 444. Спишите, раскрыв скобки. Частицу не пишите слитно или раздельно.
  1. В случае встречи с (не) приятелем я вступаю с ним в бой, (не) взирая на его превосходство (Степ.). 2. (Не) приятелем я (не) доволен, а его братом: он обидел меня. 3. У меня есть. . . своя родина, свой родной воздух, друзья и (не) други (Гонч.). 4. Он с горечью сказал: «Вы больше мне (не) друг!» 5. (Не) благоприятность обстановки сказалась и на здоровье больного. 6. Мнение мое было принято чиновниками с явною (не) благосклонностью (П.). 7. После этой ночи я как будто умер на долгое время: это были годы (не) бытия (Гладк.).
  1. Он пристал к самозванцу не из (не) вежества и легковерия (П.).
  2. Его заметно отличали от окружающих (не) вежливость, а прежде всего природный ум и сообразительность. 10. (Не) известности уже (не) было, все уже было ясно для меня (Ч.). И. Она принимала как личное оскорбление (не) искренность, уклончивость и двоедушие (Гладк.). 12. Ее подкупила (не) искренность девочки, а то, что она (не) обыкновенно добра и ласкова. 13. Убедившись в (не) выгодах бродячей жизни, Моргач вернулся сам (Т.). 14. (Не) удача или, как у нас говорят, (не) задача моя продолжалась... (Т.). 15. Конец войны в Корее был серьезным (не) успехом для зачинщиков войны (Эренб.).
Упражнение 4-4-5. Перепишите, раскрыв скобки. Частицы не пни пишите слитно или раздельно. Объясните правописание.
1. Моргач человек опытный, себе на уме, (не) злой и (не) добрый, а более расчетливый (Т.). 2. Воспитание Ася получила странное, (не) обычное, (не) имевшее (ни) чего общего с воспитанием самого Гагина (Т.). 3. Лукерья рассказ свой вела почти весело, (не) жалуясь и (не) напрашиваясь на участие (Т.). 4. Дни и ночи рыскал (не) сильный, но (не) отвязный ветер (М. Г.). 5. (Не) сильный, но прозрачный голосок Дуняшн звучал (не) истощимо (М. Г.). 6. Боль в щеке была (не) сильная, но разлилась по всему телу (М. Г.). 7. В углу дивана съежился остроносый человек, (ни) чем (не) интересный (М. Г.). 8. Миша переписывал (не) быстро, но четко, без ошибок (М. Г.). 9. Самгина (не) приятно встряхивало, он (не) выспался и был (не) доволен поездкой (М. Г.). 10. Это был человек (не) старше сорока лет (М. Г.).
  1. Все было припудрено как бы (не) видимой, но едкой пылью (М.Г.).
  2. Глаза его смотрели прямо, (не) подвижно, (не) мигая (М.Г.). 13. Маленькая женщина кричала радостно, но (не) громко (М. Г.). 14. С каштанов падали лапчатые листья, но ветер был почти (не) ощутим (М. Г.). 15. Всдсем был (не) большой, а рыбы в нем водилось много.
Упражнение 446. Перепишите, раскрыв скобки и вставив вместо точек буквы е или и.
  1. В сарае у него лежала (н...) кому (н...) нужная заваль. 2. Он отправился к себе и уснул, как (н...) в чем (н...) повинный ребенок (Ч.). 3. Соня почувствовала себя измочаленной, (н...) на что (н...) способной - хоть плачь! (Кетл.). 4. Все увидели, что это человек, вовсе (п...) способный.быть ученым. 5. Сурков досадливо хмурился, (н...) доЕОЛьпып тем, что спа говорит так долго (Фад.). 6. От него отказались, как от челсьека, (п...) на какую работу (н...) годного (Т.).
  1. Он был совершенно (н...) преклонным в своих требованиях к машине и после трехчасового испытания как (. .) в чем (н...) бывало
все начинал сначала. 8. Это был парень далеко (н...) трусливый, но и (н...) отважный. 9. Наша беседа покажется вам отнюдь (н...) интересной.
Упражнение 447 Перепишите, раскрыв скобки. *
1. Ужели небу я дороже всех (не) замеченных тобой? (Л.). 2. (Не) успела на его глазах совершиться одна тайна смерти, оставшаяся (не) разгаданной, как возникла другая (Л. Т.). 3. На всем лежал холодный покров (не) освещенной солнцем росы (Л. Т.). 4. Все облечено было в тишину (не) возмущенную, которую (не) пробуждали даже чуть долетавшие до слуха отголоски воздушных певцов, пропадавшие в пространстве (Ч.). 5. Над (не) просохшими меловыми мысами горы звон пошел перекатом (Шол.). 6. Среди серых, еще (не) одетых деревьев черемуха была зеленая (Пришв.). 7. И он [Метелица] быстрей и свободней пошел вперед легким, звериным, (не) тяготеющим к земле шагом (Фад.). 8. Это оказался редкий, пока еще (ни) кем (не) изученный минерал. 9. Вряд ли тебе следовало опираться на (не) изученный материал. 10. Юноша с грустью оглядел голые стены (не) убранной еще комнаты. И. Сено лежало (не) убранное. 12. Много пришлось ученым потрудиться над еще (не) разгаданной тайной этой пещеры. 13. В зале гремели долго (не) смолкающие аплодисменты.
  1. По (не) смолкающему треску древесины и бормотанию моторов можно было заключить, какая уйма железа размещалась там на ночлег (Леон.).
Упражнение 448. Перепишите, раскрыв скобки. Причастия подчеркните одной чертой, прилагательные - двумя.
  1. Фотоснимок, (не) совершенный по выполнению. 2. Поступок, задуманный им, но (не) совершённый. 3. Ребенок пришел в (не) описанный восторг. 4. Все интересовались еще (не) описанной операцией. 5. Бриллиант, (не) оцененный ювелиром. 6. Дети - (не) оцененное сокровище. 7. (Не) слыханный и (не) виданный в мире расцвет науки. 8. Материал, (не) подходящий нам по качеству. 9. Поезд, (не) подходящий к станции. 10. (Не) определенный по звучанию.
  1. (Ие) определенный на работу. 12. (Не) обдуманный для взрослого человека поступок. 13. (Не) обдуманный серьезно поступок. 14. (Не) подготовленный товарищем доклад. 15. (Не) подготовленный по русскому языку ученик. 16. (Не) успевающий посетить всех. 17. (Не) успевающий по русскому языку ученик. 18. (Не) выдержанный в споре товарищ. 19. Ребенок, (не) выдержанный в карантине. 20. (Не) ограниченный в средствах человек. 21. Проект, (не) ограниченный материальными затратами. 22. Напор бойцов, (не) сдержанный врагом. 23. (Не) сдержанный в отношениях к товарищам. 24. Человек, совершенно (не) образованный и (не) воспитанный в обращении к окружающим.
1. Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: но (не) взначай проселочной дорогой мы встретились и братски обнялись (П.). 2. О Вальтер-Скотте же и его романах впопад и (не) впопад было у нас говорено довольно (П.). 3. «Сказал бы словечко, да волк (не) далечко»,- сказал нахмурясь Гаврила Афанасьевич (П.). 4. Обременять вымышленными деталями исторические характеры и (не) мудрено и (не) великодушно (П.). 5. Куда ж поскачет мой проказник? С кого начнет он? Все равно: везде поспеть (не) мудрено (П.). 6. (Не) хорошо прослыть (не) вежею, (не) приятно казаться и выскочкой (П.). 7. (Не) видано есть один хлеб без приправы (Эренб.). 8. Иллюстрировать такого поэта, как Пушкин, вовсе (не) легко (Крамской). 9. Андрей вырос (не) далеко от моря (Эренб.). 10. Жилось ему (не) легко, но он (не) унывал.
Упражнение 450. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицы не или ни.
1. Он жил, словно (. . .) кого вокруг себя (. . .) замечал и (. . .) в ком (. . .) нуждался (Т.). 2. Василиса Егоровна сдержала свое обещание и (...) кому (. . .) сказала (. . .) одного слова, кроме...попадьи (П.). 3. (. . .) кого так (. . .) знаешь, как самого себя (П.).
  1. (. . .) кто (. . .) даст нам этих книг. 5. Жил (. . .) кто господин Долгов с женой и дочкой Надей (Н.). 6. Мне бояться и стыдиться (. . .) кого и (. . .) чего! (Гонч.). 7. Чуб (. . .) кал (. . .) мог забыть вероломства Солохи и, сонный, (. . .) переставал бранить ее (Г.).
  1. Казалось, от роду (. . .) бывал в таких пустых местах: (. . .) где (. . .) мерцал огонек, (. . .) слышалось (. . .) какого звука (Т.).
  2. В лесу как (...) в чем (. . .) бывало продолжалась весенняя жизнь (Пришв,).
Упражнение 451. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицы не или ни.
1. (...) один (. . .) колыхнется на березках белый лист (П.).
  1. (. . .) одного часа (. . .) приходилось ему оставаться дома (Г.).
  2. (. . .) раз от скуки он свои мечты мне поверял (Л.). 4. Все эти дни я (. . .) разу не отступил от своей системы (Л.). 5. Парень мне (. . .) раз говорил о тебе (Н. Остр.). 6. Старик (...) разу в жизни (. . .) бранил и (. . .) наказывал детей (Ч.). 7. Так рассуждал (. . .) один он, разумеется (М. Г.). 8. Клим оттолкнул эти мысли, продуманные (. . .) один десяток раз (М. Г.). 9. Я... ( . ) разу (. . .) был на артиллерийском полигоне (Игн.). 10. Друзья после ссоры (. . .) раз встречались, но (. . .) разу так и (. . .) сумели поговорить по душам. И. (. . .) один из бойцов (. . .) тронулся с места, хотя каждый знал, что смерть (. . .) минуема.
Упражнение 452. Выпишите из орфографического словаря 10 прилагательных с пе-приставкой.
Упражнение 453. Выпишите из орфографического словаря по 5 слов - отрицательных и неопределенных местоимений и наречий с не и ни.
Упражнение 454. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицу не или ни.
1. (...) сладость розовых лучей, предтеча утреннего Феба, (. . .) кроткий блеск лазури неба, (. . .) запах, веющий с полей, (. . .) быстрый лет коня ретива...- (. . .) что души (. . .) веселит (Бат.). 2. В глуши (. . .) слышно было (. . .) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (. . .) долгогривыми конями, (. . .) златом, данью крымских орд, (. . .) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (. . .) что (. . .) мучит, (. . .) тревожит, и сердце вновь горит и любит оттого, что (. . .) любить оно (. . .) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - (...) истребят (. . .) годы их, (. . .) моды, (. . .) пожары (Гр.). 6. (. . .) было лица, на котором бы (. . .) выразилось удовольствия. . . (Г.). 7. (. . .) ветер бушует над бором, (. . .) с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (П.). 8. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (. . .) был (Ч.).
Упразднение 455. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицу не или ни.
1. Оказалось на поверку, что «человек» (. . .) кто иной, как отставной приказный (С.-Щ.). 2. Командир прекрасно знал, что (. . .) кто иной (. . .) сумел бы лучше этих двух бойцов выполнить его приказ. 3. (. . .) кто иной, а именно отец принес эти книги. 4. (. . .) кто иной и (. . .) мог принести их. 5. (. . .) что иное (. . .) могло повлиять на него больше, чем письмо друга. 6. Благосостояние состояло (...) в чем ином, как в спокойном порядке (Помял.). 7. Это было (...) что иное, как вызов из института.
Упражнение 456. Перепишите, раскрыв скобки и выделив глаголы с приставкой недо-.
1. [Недопюскин-отец} бился как рыба об лед, (не) доедал, (не) досыпал (Т.). 2. Утром он (не) редко вскакивал (не) сколько позже обычного, а поэтому (не) доедал завтрак и (не) допивал чай. 3. Корректор (не) доглядел опечатку в тексте. 4. (Не) доставало только человека с ружьем (Ч.). 5. Внук еще (не) доставал до стола, и посуда пока была у нас в безопасности. 6. В доме его чего-нибудь вечно (не) доставало (Г.). 7. Молоко это явно (не) доквашенное. 8. Из (не) дожаренных цыплят сочилась кровь (Ч.). 9. На устах начатый стих (не) дочитанный затих (П.). 10. (Не) дочитанный отцом роман остался на столе. И. Поля - (не) доработаны, посевы - (не) досеяны, порядку нет следа (Н.). 12. Этот раздел нужно (не) доработать, а переделать заново. 13. . . . Он проделал лишних пятнадцать рейсов за счет (не) довыполненной вчера нормы (Б. Пол.). 14. А пленник с горной вышины один за тучей громовою возврата солнечного ждал, (не) досягаемый грозою (П.). 15. На столе наперсток, катушка ниток, (не) довязанный старушкой чулок (Ч.). 16. Кто спешит сжать еще (не) дожатое, кто скосить еще (не) скошенное (Пришв.).
Упражнение 457. Перепишите словосочетания, применяя правила правописания не с причастиями и прилагательными.
Никем (не) терпимый человек. Далеко (не) терпимое неудобство. Совершенно (не) терпимое поведение.
Нисколько (не) угасимый энтузиазм строителей. (Не) угасаемый в нашей стране подъем творческой энергии. Совершенно (не) угасае- мая жажда знания. (Не) разложимое на данные множители и (не) делимое на три число.
Никогда (не) делимая (не) производная основа. Всегда (не) победи- мая команда. Команда, (не) победимая в состязаниях. Чемпион, никогда (не) победимый. (Не) умолкаемый день и ночь городской шум. Вовсе (не) умолкаемый морской прибой. Нисколько (не) умолкаемый вой ветра. (Не) проницаемая для воды оболочка. (Не) сгибаемая в колене нога. Совершенно (не) сгибаемая нога. Ничем (не) сгибаемая воля. (Не) подражаемый в исполнении этой роли. (Не) различимые в тумане предметы. Почти (не) различимые оттенки цветов. Ни в чем (не) различимые изделия. (Не) слышимый в толпе шёпот. Почти (не) слышимый шелест. Никогда (не) слышимый издали топот. Сквозь (не) видимые миру слезы. (Не) видимые (не) вооруженным глазом бактерии. Совсем (не) видимые потери. Никому (не) видимые слезы. Ничем (не) заменимая утрата. (Не) заменимый в путешествии предмет. Совершенно (не) заменимый работник. (Не) выполнимая для путешественника задача. Множитель, (не) выносимый за скобку. Его (не) выносимый для всех эгоизм. Никакими средствами (не) излечимая болезнь. Еще (не) излечимая болезнь. Почти (не) излечимая болезнь.
Упражнение 458. Перепишите, перестроив словосочетания так, чтобы причастия и прилагательные были употреблены в краткой форме в качестве сказуемых.
Эти нелюбимые предметы. Наши непобедимые войска. Некоторые звуки, не произносимые в быстрой речи. Многие иноязычные слова, не склоняемые в нашем языке. Многие травы, не применяемые в качестве лекарств. Неотделимые мир и счастье детей. Язык, неистощимый в соединении слов. Внешняя политика СССР, неотъемлемая от дела мира во всем мире. Неприемлемые предложения капиталистических держав. Такого рода совершенно нетерпимые поступки. Невыносимая и нестерпимая зубная боль. Эти пока не преодолимые трудности. Его личное мнение вполне независимое. Эти леса почти непроходимые. Такая неисправимая ошибка. Невыполняемые соглашения капиталистических стран.

Упражнение 459. Перепишите, раскрыв скобки. Подчеркните прилагательные с суффиксами -им ем- одной чертой, а страдательные причастия - двумя.
1. Дубровский благодарил его [Троекурова] и остался беден и (не) зависим (П.). 2. Талант Вольтера (не) повторим, (не) подражаем (П.). 3. Честность и неподкупность его были (не) одолимы (Г.).

  1. Все ее распоряжения надо было изменять, так как они были всегда (не) исполнимыми (Л. Т.). 5. [Океан] безбрежен, мрачен, угрюм, беспределен, (не) измерим и (не) укротим (Гонч.). 6. Все фамильярности с (не) знакомыми (не) терпимы (Гонч.). 7. Вы (не) проницаемы теперь для меня... (Гонч.). 8. Туркевич был (не) истощим в прибаутках и остротах (Кор.). 9. Уверяю вас, мы останемся целы и (не) вредимы (Ч.). 10. Да, мне все говорят, что я (не) терпим (А. Остр.). И. Все кажется возможным, а полное счастье (не) достижимо (М. Г.). 12. Запас его памяти был (не) исчерпаем (М. Г.). 13. Ему казалось, что война для Австрии дальше уже (не) мыслима (С.-Ценск.). 14. Увальев был особенно (не) терпим к сотрудникам по управлению (Леон.). 15. Словом, везенье, свойственное Леше во всех делах, было никак (не) постижимо моему уму (Лавр.). 16. Спокойствие этого человека совершенно (не) поколебимо (Кавер.).. 17. Дом был (не) заменим для уличных сражений (Кат.). 18. Чибирев был, по обыкновению, (не) возмутим (Казак.). 19. Шумно радуясь своей удаче, Матвей Юргин был (не) узнаваем (Буб.). 20. Эти леса были (не) отделимы от его размышлений... (Пауст.). 21. Ледяная ширь пролива была теперь (не) различима (Аж.). 22. (Не) разделимы серп и молот, земля и колос, и звезда (Марш.). 23. Бактерии (не) видимы (не) вооруженным глазом.
  1. Вечна и (не) увядаема человеческая правда и красота (Гладк.).
  2. Стоны больного почти (не) слышимы.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png