Семья Рамсеса II

Многочисленность семьи Рамсеса II хорошо известна. Помимо бесчисленных наложниц гарема известны четыре его законные супруги, по крайней мере 111 сыновей и 67 дочерей. 13

Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари, “возлюбленная Мут”, считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в первый год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Нет ни единого упоминания о ее гипотетических родственных связях с царствующим домом. В ее титулатуре отсутствует титул “дочь царя”. Но, тем не менее, она именуется “знатной дамой” или “наследственной знатностью”, т.е. очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Свет на эту загадку может пролить находка, сделанная в гробнице Нефертари в начале века – “пуговица” для запечатывания сундука. Этот миниатюрный предмет сделан из фаянса; на его поверхности сохранился картуш с именем Эйе, предпоследнего царя XVIII династии. Эта находка вызвала огромный интерес и стала причиной для выдвижения многих гипотез о родственной связи Нефертари и последних амарнских царей. Ввиду большой продолжительности царствования Хоремхеба, становится ясно, что царица по возрасту не могла быть дочерью Эйе, а скорее является его внучкой или даже правнучкой.

В собрании Египетского музея в Каире хранится статуя царского писца и военачальника Нахтмина, более известного по фрагментам знаменитой разбитой скульптурной группы, изображавшей его когда-то вместе с супругой. 14 В надписях на статуе упоминается, что он был “рожден жрицей Мина и певицей Исиды”, по имени Иуйя. Военный высочайшего ранга уже во времена правления Тутанхамона, связанный именем и родственниками с городом Ахмимом он, именуемый в текстах “сыном царя от плоти его”, был, вероятно, сыном Эйе, не сумевшим по каким-то неизвестным нам причинам занять престол после смерти отца. Если учесть, какую тесную привязанность испытывали дочери Нефертари к Ахмиму, можно предположить, что царица была внучкой Эйе, дочерью военачальника Нахтмина. 15 Безусловно, это только еще одна гипотеза, но, тем не менее, ввиду отсутствия источников - это все, что можно сказать о происхождении любимой супруги Рамсеса II.

Нефертари предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; 16 царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами - Бентанат и Меритамон. 17 Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. 18 Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея. 19 Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея (Inv.10114; сравнение контура ног статуи и базы от статуи Нефертари из Гелиополя позволило установить их первоначальное единство). 20 Грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II 21 . Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

“Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе на вечно, - говорится в большой посвятительной надписи на фасаде, - ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности... для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце”. 22

Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор. 23

После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1259 г. до н.э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой. 241

В 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию. Рамсеса и Нефертари сопровождали царевна Меритамон и “царский сын Куша” Хеканахт. Об этом событии повествует стела Хеканахта, высеченная в скалах рядом с храмами. 25 Вельможа изображен подносящим дары царице, сидящей на троне. Это было последнее событие, связанное с именем рано умершей красавицы Нефертари.

Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц, является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м 2 , по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. 26 Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги “Речений Выхода в День” (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:

“Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом”. 27

Первая камера гробницы “С” (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества. Рядом показаны “душа Ра” - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, “владык Дуата”, истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход “D” с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари “защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно”. Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:

“Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) 28 , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра”. 29

Далее проход расширяется (“E”); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея; справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен. Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.

Камера “G” (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса, и Тотом, повелителем “божественных изречений” - письма, а также магии.

“Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину”. 30

На длинной восточной стене камеры “G” показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп. Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные “идут” по направлению к царице, стоящей в позе адорации. Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим “именным” веслам и богу Ра - рулевому ладьи. Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста “Это Осирис, упокоившийся в Ра” и “Это Ра, упокоившийся в Осирисе”. Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры “С” на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат. На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора “полках” имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом “небес” - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида. Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:

“Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом”. 31

Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в “Золотой покой” - погребальную камеру гробницы “К” (10,4x8,2 м). Низкие “скамьи” по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей. Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа (“Хор-Опора-Матери-Своей”) и Хора Неджитефа (“Хор-Защитник-Отца-Своего”). Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:

“Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..”. 32

На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.

С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения (“М”, “Q”, “О”), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере “М”. Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица “следует” к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры “О” сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о “сотворении места для царицы в доме Амона”. Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры “Q” практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли. Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект “Нефертари” Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. 33 Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Второй великой царской супругой была Иситнофрет. 34 Мы практически ничего не знаем о ее происхождении. Среди ее титулов отсутствует эпитет “дочь царя” - в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бентанат носила сирийское имя, многие специалисты предполагают, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице Хоремхеба. Хорошо известно, что Бентанат была похоронена в Фивах. Как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бентанат, царицей Иситнофрет? 35 Это предположение подтверждается еще одним фактом: вступив на престол, Хоремхеб приказал высечь в гранитных скалах Гебель Сильсилэ скальное святилище, посвященое Хапи – божеству разлива. Внутри сохранилось множество рельефных дополнений декорировки, выполненных при Рамессидах. Если образ Нефертари здесь отсутствует полностью, то Иситнофрет, наоборот, изображена неоднократно вместе с супругом. Было ли это намеренное подчеркивание родственных отношений, сказать сегодня крайне сложно.

Она показана вместе с Рамсесом II на стеле из Асуана, установленной в этом месте в честь второго празднования церемонии сед Рамсеса, на 33-34 году его правления. 36 На этом памятнике, как, впрочем, почти на всех других, где встречается ее имя, она была изображена только благодаря усилиям своего сына, Хаэмуаса, в то время как сам Рамсес уделял ей удивительно мало внимания. Совершенно точно известно, что она стала великой царской супругой еще при Нефертари, однако чести быть изображенной у колоссов супруга ее не удостаивали. Известны замечательные скульптурные изображения царицы Иситнофрет. Наиболее интересные - нижняя часть кварцитовой статуи превосходной отделки с рельефной фигурой принца Хаэмуаса сбоку (E 7500) и песчаниковый бюст (E 5924) - хранятся в Королевском музее искусства и истории в Брюсселе. 37

В Саккара, недалеко от Серапеума были обнаружены фрагменты архитектурного сооружения, возведенного в честь Иситнофрет Хаэмуасом. 38 Видимо, вторая супруга Рамсеса происходила из Мемфиса. 39

Приблизительно на 34-м году правления супруга Иситнофрет скончалась и была погребена в Фивах; гробница Иситнофрет не идентифицирована, но зафиксирована в документации Дейр эль-Мединэ: 40 в тексте одного из остраконов Каирского музея упоминаются Иситнофрет и один из сыновей Рамсеса, Мериатум, сооружение гробниц для которых было завершено фиванскими мастерами. Особо нужно отметить, что гробница Мериатума найдена, причем не где-нибудь, а в Долине царей! 41 Вывод один: либо гробница великой царицы до сих пор не найдена, либо речь идет о другой, второй Иситнофрет – дочери Рамсеса II, по какой-то причине погребенной в одной из незавершенных гробниц некрополя. Предположение некоторых специалистов о том, что царица была похоронена в Мемфисе – более чем сомнительно, так как все (!) супруги и дочери Рамсеса II нашли свой последний приют в Фивах.

Отцовская гордость Рамсеса II за многочисленное семейство выразилась в многочисленных рельефах – “процессиях” принцев и принцесс, сопровожденных своими именами, на стенах многих храмов, сооруженных при их отце; в этих источниках зафиксированы 50 юношей и 40 девушек, которым подобное изображение обеспечивало протекцию перед лицом того или иного божества. 56 C обеих сторон колоссов, украшающих фасад храма Ибшек в Абу-Симбеле, посвященного, как уже упоминалось, Нефертари, изображены шестеро детей этой царицы: Аменхерхепешеф, старший сын Рамсеса и наследник престола, Парахерунемеф (3-й сын), принцессы Меритамон (4-я дочь) и Хенуттауи (7-я дочь), а также принцы Мерира (11-й сын) и Мериатум (16-й сын); не следует забывать, что Нефертари могла иметь еще нескольких детей после завершения строительства храма.

Известны четверо детей царицы Иситнофрет: старшая дочь Бентанат, Рамсес (2-й сын), самый знаменитый сын Рамсеса II - Хаэмуас (4-й сын) и Мернептах (13-й сын), после смерти отца и старших сыновей унаследовавший престол.

У фасада храма Меху в Абу-Симбеле дети обеих цариц представлены вместе: между ног колосса Рамсеса II к югу от входной двери представлен Аменхерхепешеф, рядом принцессы Бентанат и Небеттауи (мать - неизвестна); у колосса к северу - принц Рамсес, а также принцессы Меритамон и принцесса Нефертари (мать - неизвестна).

При подсчете выясняется, что из 16 старших сыновей Рамсеса II, семеро были рождены Нефертари и Иситнофрет, в то время как матери остальных девяти сыновей неизвестны. Из девяти старших принцесс только три были дочерьми двух главных жен, в то время как остальные шесть, а затем и все последующие дети царя, были рождены неизвестными дамами гарема.

Сыновья Рамсеса II также изображены на храмовых рельефах со сценами военных действий. В самом раннем храме Рамсеса II - в Бет эль-Вали показаны наследник Аменхерхепешеф “Старший военачальник”, а также Сетххерхепешеф, Хаэмуас и некоторые другие принцы, имена которых не сохранились. 57 На “военных” рельефах в первом зале храма Меху Абу-Симбел на колесницах участвуют в битве три старших сына, причем Парахерунемеф назван “первым храбрецом войска”. 58 В сцене битвы при сирийском городе Кадеше, выполненной на внешней стороне южной стены гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке, 12 сыновей царя ведут пленных. В Рамессеуме, на рельефах военных походов восьмого года правления Рамсеса упомянуты 18 принцев. Следует помнить, что часто подобные изображения были фикцией, и активным участником событий показывался принц, который едва научился ходить. Так или иначе, только четверо старших сыновей родились еще до вступления Рамсеса на престол; царевне Бентанат, например, было всего семь лет на первом году правления отца. 59 Некоторые сыновья Рамсеса II известны и по другим историческим источникам: Аменхерхепешеф и Сетххерхепешеф упомянуты на клинописных табличках Богазкёйского архива хеттского государства. 60

В связи с войнами, болезнями и несчастными случаями, многие из сыновей Рамсеса II умерли в детстве или юности. Около 20-го года правления Рамсеса II умер наследный принц Аменхерхепешеф. Несколько его младших братьев - Парахерунемеф, Сети и Мерира старший скончались еще раньше. Среди старших детей Нефертари были живы Мериатум, ставший наследным принцем, унаследовавший после него титул Сетххерхепешеф, упомянутый в этом качестве в хетто-египетском мирном договоре в 21 год правления отца. После него в качестве наследника престола на протяжении почти двадцати лет упоминается Рамсес, сын Иситнофрет; около 50-го года наследным принцем стал мудрец Хаэмуас. Эта длинная передача титула завершилась на его пятом обладателе - Мернептахе, также сыне Иситнофрет, ставшим царем после смерти отца.

Судьба некоторых второстепенных сыновей была связана с царским двором только самим фактом рождения. Так, 23-й сын, Са-Монту женился на Ирет, дочери Бен-Аната, капитана сирийского корабля. Какое-то время Са-Монту состоял на службе при виноградниках Рамсеса II в Мемфисе, самой космополитичной столице Египта, где, вероятно, и встретил свою сирийскую супругу. О нескольких принцах мы знаем только по существованию гробницы. Царевич Рамсес-Неб-Убен был горбуном и умер, когда ему было около тридцати лет. Вероятно, он скончался в царском гареме в Ми-ур и должен был быть погребен в Фивах, однако смерть произошла так неожиданно, что для его погребения были приспособлены старые саркофаги его великого прадеда, Рамсеса I, выполненные, когда он был еще везиром Парамессу, и оставшиеся неиспользованными после его воцарения. 61

Особо следует остановиться на судьбе самой интересной личности среди детей Рамсеса II - принца Хаэмуаса. Впервые он появляется на рельефах, изображающих первый сирийский и нубийский походы Рамсеса II, в котором принимал участие (материалы Карнака и Рамессеума). В результате смерти старших сыновей царя - Аменхерхепешефа, Сетххерхепешефа (мать - царица Нефертари) и Рамсеса (мать - царица Иситнофрет I), Хаэмуас получает титул “наследника престола”.

Став жрецом, в храме Птаха в Мемфисе, принц получает титул “начальник ремесленников”, который носил верховный жрец этого бога. Согласно источникам это произошло незадолго до смерти Аписа (священного быка бога Птаха) на 16 году правления Рамсеса II (1264/63 г. до н.э.) 62 Для погребения Аписов при Хаэмуасе были расширены подземные галереи Серапеума - погребального и храмового комплекса для священных быков в некрополе Саккара. На стене новой погребальной камеры сохранились изображения Рамсеса II и Хаэмуаса, поклоняющихся Апису, а также знаменитая надпись:

“Осирис, жрец-сем, принц Хаэмуас; говорит он: “О вы, жрецы-сем, верховные жрецы, знатные в храме Птаха... и каждый писец, умелый в знании, которые придут в храм этот, который воздвиг я для Аписа Живущего, которые увидят то, что начертано на этих стенах из камня великолепного... Никогда не создавалось ничего подобного... Боги, те, что в храме, (изображения их) сделаны из золота с разными драгоценными камнями... Учредил я приношения для них ежедневные и праздничные, более тех, что когда-нибудь жертвовались. Я назначил ему жрецов и чтецов, тех что восхваляют... и всяких слуг. Я построил великий ковчег погребальный перед храмом, а перед ним - великий алтарь жертвенный из лучшего белого известняка Туры с божественными приношениями и вещами всякими прекрасными... Помните имя мое, взирая на то, что сделано мною и сделайте подобное! О Апис-Сокар-Осирис, Великий бог, повелитель ковчега Шетаит, я - жрец сем, сын царский (Хаэмуас)”. 63

Связь Хаэмуаса с Серапеумом подтверждается также и фигурками ушебти, изготовленными в связи с церемонией захоронения быков Аписов в 16, 26, 30 и в еще один неизвестный год правления Рамсеса II. 64 В должности верховного жреца Птаха Хаэмуасу в 55-й год правления Рамсеса II наследовал его брат Мернептах.

Многие памятники Саккары и Гизы при Хаэмуасе были реставрированы и снабжены специальными текстами, содержащими интересную информацию о процессе восстановления. 65 Более того, найдя в руинах мастабы статую Каваба, старшего сына царя Хуфу, он приказал перевезти статую в храм Птаха, чтобы там она могла “жить вечно”. 66 Два сына Хаэмуаса - Рамсес и Хори входили в новую систему управления храмом Птаха, созданную в это время.

Сохранившиеся в музеях мира статуи изображают Хаэмуаса в разные периоды жизни. Знаменитый памятник Британского музея (ЕА 947) показывает принца в молодости. 67 На его голове - короткий круглый парик, который традиционно называется “ливийским”, так как был посвящен Онурису, богу охоты, покровителю Ливийской пустыни 68 и “приобрел в эпоху Рамессидов особую популярность” 69 .

Локон, как символ звания Верховного жреца Птаха, имеется на изображении Хаэмуаса из Каирского музея (JE 36720). 70 Статуя принца-наофора, выполненная из желтого песчаника, изображает Хаэмуаса в более солидном возрасте. В руках сын Рамсеса II держит наос - ковчежец с изображением бога Птаха-Татенена, древнейшего божества Мемфиса.

Уникальное скульптурное изображение Хаэмуаса хранится в Москве, в собрании Сектора Востока ГМИИ (Инв.№ I,Ia 6670). 71 Кварцитовая крышка от редчайшего ритуального сосуда показывает Хаэмуаса юным и стилистически очень близка к памятнику из Британского музея. 72

Хаэмуас скончался на 55 году правления отца и был, вероятно, похоронен в особой усыпальнице, примыкавшей к галереям Серапеума. Среди памятников, происходящих из его богатейшего погребения, обнаруженного в 1852 году французским археологом Огюстом Мариеттом при раскопках гробниц священных быков, имеются золотая маска, деревянный саркофаг, ушебти и ряд других предметов погребального инвентаря. Все памятники в настоящий момент находятся в Лувре. 73 Маска Хаэмуаса может быть ключом к истории всего этого нетрадиционного захоронения: стилистически этот памятник очень близок к портретам эпохи Позднего времени 74 и подтверждает гипотезу Ф. Гомаа, предположившего, что истинное захоронение принца не сохранилось, а усыпальница в Серапеуме является вторичной и выполнена несколько веков спустя. 75 Подобное, впрочем, часто случалось с погребениями членов древнеегипетских царских семей. 76

Погребение сыновей Рамсеса II (KV5)

В 1987 году археологической экспедицией Американского университета в Каире в Долине царей была обнаружена усыпальница, по крайней мере, 50-ти сыновей Рамсеса II (KV5). 77 Впервые эту гробницу посетил еще в 1820 году англичанин Джеймс Бартон, однако, в то время была открыта лишь малая часть помещений: проход в основную часть усыпальницы был закрыт обвалившимися в результате наводнения каменными пластами потолка. Под руководством К. Уикса к 1995 году в KV5 было обнаружено 95 ранее неизвестных камер верхнего уровня, что сделало эту гробницу одним из самых больших погребальных комплексов древнего Египта. Камеры соединены Т-образным коридором, у пересечения осей которого находится массивная статуя Осириса (1,5 м). Потолок гробницы и поддерживающие его столбы находятся в ужасающем состоянии. Когда-то стены помещений были украшены великолепными рельефами, сохранившимися очень фрагментарно; 78 до нашего времени дошли изображения Рамсеса II, представляющего принца Аменхерхепешефа Сокару и Хатхор, а также фигура принца Рамсеса перед богом Нефертумом. В целом, декорировка гробницы была близка к росписям гробниц сыновей Рамсеса III в Долине цариц. В результате расчистки были выявлены фрагменты ушебти, саркофагов, каноп, части мумифицированных останков. В противоположных концах коридора обнаружены лестницы, ведущие в нижний уровень помещений. План грандиозной усыпальницы, предназначавшейся для погребения рано умерших сыновей Рамсеса II, среди которых - Аменхерхепешеф, Мериатум, Рамсес, Сети, - уникален. О печальной судьбе этого погребения говорит хранящийся в Туринском музее текст показаний схваченных грабителей:

“Вот Усерхет и Патур стаскивали камни, те, что над гробницей Осириса царя Усермаатра - Сетепенра, великого бога... А Кенна, сын Рута совершал подобное над местом погребения царских детей Осириса царя Усермаатра - Сетепенра, великого бога..”. 79

В Нубии, в Абу-Симбеле, в отвесной скале был вырублен огромный пещерный храм. Вход в этот храм, высеченный в виде пилона, украшали 4 статуи Рамсеса, высотой по 20 метров, воплощающие идею прославления мощи фараона. Рядом был вырублен пещерный храм, посвящённый его жене, царице Нефертари (Нафт-эры).

Однако при строительстве Рамсес разрушал древние памятники страны. Так, постройки царя Тети (VI династия) служили материалом для храма Рамсеса в Мемфисе. Он расхитил пирамиду Сенусерта II в Эль-Лахуне, разрушил вокруг неё замощённую площадь и разбил на куски великолепные сооружения, стоявшие на этой площади, с целью получения материала для своего собственного храма в Гераклеополе. В Дельте он с равной бесцеремонностью использовал памятники Среднего царства. Чтобы получить нужное пространство для расширения Луксорского храма, Рамсес срыл изысканную гранитную молельню Тутмоса III и употребил в дело добытые таким путём материалы.

Войны и огромные средства, затрачиваемые на строительство и содержание храмов, разоряли трудящихся, обогащая знать и жрецов. Бедняки закабалялись, средние прослойки теряли постепенно экономическую независимость. Рамсесу приходилось прибегать к помощи наёмников, что ослабило военный потенциал страны.

Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии - в Абу-Симбеле, Вади эс-Себуа, западной Амаре, Бет эль-Вали, Дерре, Герф Хуссейне, Анибе, Каве, Бухене и Гебель Баркале. Ещё больше поражает своим размахом строительная программа царя в самом Египте: несколько храмов и знаменитые колоссы в Мемфисе; двор и колоссальный первый пилон храма в Луксоре, украшенный царскими колоссами и обелисками; Рамессеум - заупокойный комплекс на западном берегу Нила в Фивах; храм в Абидосе, завершение строительства и отделка грандиозного гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке. Кроме того, памятники Рамсеса II зафиксированы в Эдфу, Арманте, Ахмиме, Гелиополе, Бубастисе, Атрибисе, Гераклеополе. При Рамсесе II была сооружена часть храма богини Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае. В итоге Рамсес II построил множество статуй и храмов в свою честь в различных уголках Египта. Самыми крупными на сегодняшний день являются четыре 20-метровые статуи сидящего Рамсеса II в Абу-Симбеле на юге страны.

Семья

Жёны и дети Рамсеса

  • Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари Меренмут , считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в 1-й год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Также, неизвестно, сколь долгой была её жизнь. Совершенно очевидно, что Нефертари была ещё жива в период строительства абу-симбельского храмового комплекса, малый храм которого был посвящён ей. C обеих сторон колоссов, украшающих фасад храма Нефертари, изображены шестеро детей этой царицы:
    • Аменхерхопшеф (Аменхерунемеф) - старший сын Рамсеса II и Нефертари, возглавляющий все списки сыновей Рамсеса II. Упоминаемый в стандартных храмовых списках из Рамессеума, Луксора и Дерра, а также на туринской статуе. В храме в Бейт эль-Вали он назван Аменхерунемефом. По-видимому, в данном случае по каким-то причинам было произведено изменение имени царевича, поскольку Аменхерхопшеф и Аменхерунемеф явно одно и то же лицо, поскольку они нигде не перечислены и не изображены вместе.
    • Парахерунамиф - третий сын Рамсеса II, известен по нескольким спискам, в частности по записям в абу-симбельском храме. Имеется и скарабей с его именем.
    • Меритамон - дочь Рамсеса II. В луксорском списке стоит четвёртой, а в абу-симбельском - пятой. Она, как и Бент-Анат, была погребена в Долине цариц и также носила титул «великая жена царя», что, возможно, указывает на её брак с отцом. Её изображение сохранилось в Абу-Симбеле, а статуя была найдена в Танисе.
    • Хенуттауи - седьмая дочь Рамсеса II.
    • Мерира (Рамери) - одиннадцатый сын Рамсеса II.
    • Мериатум - шестнадцатый сын Рамсеса II.
    • Сети - девятый сын Рамсеса II, сын царицы Нефертари-Меренмут, в 53-й год царствования Рамсеса II ещё был жив. Он изображён при осаде Дапура и в военных сценах в Карнаке.
  • Второй законной женой Рамсеса II - возможно, одновременно с Нефертари-Меренмут была Иситнофрет . Истнофрет изображена со своими детьми на многих монументальных сооружениях. Вместе со своими сыновьями она представлена в скульптурной группе, ныне хранящейся в Париже.
    • Бент-Анат - старшая дочь Рамсеса II, возглавляла луксорский список его дочерей. Её статуи помещались на Синае, в Танисе, в Карнаке, в Абу-Симбеле. Её гробница находится в Долине цариц, в западной части Фив. Встречаются записи, в которых Бент-Анат предстает не только как «дочь царя», но и как «великая жена царя», из чего может быть, следует, что Рамсес II вступил в брак со своей собственной дочерью. Её статус отнюдь не был условностью. В гробнице Бент-Анат в Долине цариц (QV 71) сохранилось изображение дочери, которую она родила Рамсесу.
    • Рамесесу - второй сын Рамсеса II. Изображён вместе со своей матерью и братом Хаемуасом в небольшой скульптурной группе, ныне хранящейся в Париже, а также на стелах в Асуане и в Гебель эль-Сильсиле. Его можно обнаружить и в абу-симбельском храме. Ему же как умершему посвящена статуя, изготовленная по заказу сына его брата Хаемуаса. Принадлежащая Рамесесу фигурка ушебти была помещена в Серапеуме в 26-й год правления Рамсеса II.
    • Хаемуас - четвёртый сын Рамсеса II. Царевич Хаемyac долгое время был наиболее влиятельным при дворе своего отца. Он исполнял обязанности верховного жреца Птаха в Мемфисе и был признан наследником престола в 30-й год правления Рамсеса II. О Хаемуасе сообщают многие надписи. Он фигурирует в трёх списках детей Рамсеса II. В юности он принимал участие в войнах в Сирии, о чём свидетельствуют изображения и тексты в Рамессеуме и в Карнаке. Как верховный жрец Птаха в Мемфисе, Хаемуас засвидетельствован фигурками ушебти, изготовленными в связи с церемонией захоронения священных быков Аписов в 16, 26, 30-й и в ещё один неизвестный год правления Рамсеса II. С 30-го по 40-й (или 42-й) год царствования Рамсеса II Хаемуас руководил, несомненно четырьмя (а возможно, пятью)юбилеями «тридцатилетия» своего отца. В должности верховного жреца Птаха Хаемуасу в 55-й год правления Рамсеca II наследовал его брат Мернептах. Известны ушебти и гробницы Хаемуаса, а также различные предметы (нагрудные украшения, амулеты), найденные в Серапеуме в погребениях быков Аписов. В Британском музее хранится прекрасная статуя Хаемуаса
    • Мернептах - тринадцатый сын Рамсеса II. В 55-й год правления Рамсеса II наследовал Хаемуасу в должности верховного жреца Птаха в Мемфисе. В этот же год он был объявлен наследником престола. После смерти Рамсеса II он стал фараоном.
  • Третьей законной женой Рамсеса II стала дочь хеттского царя Хаттусили III, вступившая в брак с египетским фараоном на 34-м году его правления. Она получила египетское имя Маатнефрура («Видящая красоту Ра»), Маатнефрура изображена вместе со своим отцом Хаттусилисом III на стеле, высеченной на южной стороне внутреннего зала большого храма в Абу-Симбеле, и представлена рядом с Рамсесом II на одном из его колоссов в Танисе.
  • Четвёртой законной женой Рамсеса II стала другая дочь Хаттусили III, однако, имя её неизвестно.
  • Законной царицей была также некая «дочь царя» Хентмира (Хенутмира), по-видимому, младшая сестра Рамсеса II. Эта гипотеза поддерживается изображением Хентмира на статуе её матери, и, одновременно, матери Рамсеса II - царицы Туйи в Ватиканском музее. Согласно сохранившимся источникам её роль была скромной, она не имела сыновей и, по-видимому, прожила недолго. Известны её немногочисленные рельефы на некоторых поздних статуях Рамсеса II. В сороковые годы царствования брата-супруга она скончалась и была погребена в Долине цариц (QV75). Саркофаг из розового гранита с головой сокола, принадлежащий Хентмира, был узурпирован во времена XXII династии; памятник хранится в Каирском музее (JE 60137).
  • Известно, что в гареме Рамсеса II была также дочь царя Вавилона и дочь правителя страны Зулапи (Северная Сирия).
  • У большинства сыновей и дочерей Рамсеса неизвестны имена их матерей.
    • Ментухерхопшеф - пятый сын Рамсеса II, принимал участие в военных походах в Азию. Его скарабей хранится в Берлине. Он же присвоил статую в Бубастисе. Ментухерхопшеф был начальником над лошадьми и колесницами.
    • Небенхару - шестой сын Рамсеса II, участвовал, в осаде города Дапур.
    • Мериамун - седьмой сын Рамсеса II, упомянут в Рамессеуме и в Луксоре изображён при осаде Дапура.
    • Аменемуа - восьмой сын Рамсеса II, представлен в храме в Дерре под именем Сетимуа. Он участвовал в осаде Дапура.
    • Известны имена царевичей Сетепенра (десятый сын), Рамери (одиннадцатый сын), Херхерумефа (двенадцатый сын) и многих других.
    • Небеттауи - дочь Рамсеса II. Изображена рядом с его колоссом Абу-Симбеле. Её гробница находится в Долине цариц. Она также носила титул «жена царя» и, вероятно, состояла в браке со своим отцом. Позднее она стала женой кого-то другого, поскольку её дочь Истмах не считалась дочерью царя.

Рамзес II был одним из величайших фараонов Древнего Египта, которые правили во времена 19 династии. Он был провозглашен «Рамзесом Великим» за успешное и долгое правление государством. Его царствование охватывает период, составляющий более 90 лет. Достижения его превзошли по масштабности все результаты предшествующих поколений и тех, кто унаследовал власть.

Фараон древнего Египта Рамзес II

Он прославился в истории древнего Египта как великий воин, строитель, семьянин и глубоко религиозный человек. Во всех делах он преуспел. Фараон Рамзес II стал известен благодаря записям на стенах массивных храмов, которые сохранились до наших дней. На стенах их выгравированы древнеегипетские иероглифы, повествующие о жизни и политических событиях этого времени.

Совсем недавно была обнаружена мумия фараона, в результате исследования которой ученым удалось узнать больше информации о периоде с 1279 г. до н.э. до 1213 г. до н.э.

Они дали нам представление о царе, государственном устройстве и его военных заслугах.

Архитектурные памятники древнего Египта, возведенные по указанию Рамзеса II, свидетельствуют о величии этого человека и его способности выстоять во время экономической нестабильности и территориальных споров.

В дополнение к его царственным регалиям, можно добавить, что он был отцом более, чем 100 детей и имел около 300 жен. Он пережил 12 своих сыновей, бесчисленных жен и внуков.

В современной литературе, повествующей о истории существования древней цивилизации, имя фараона упоминается как Рамзес или Рамсес. Он является единственным фараоном, который занимает ключевое место в библейской притче про Моисея. Этот факт придает особую важность его исторической фигуре.

Семья Рамзеса II

Отец Рамзеса II, Сети I, передал ему власть, когда юноше только исполнилось 14 лет. После смерти фараона великий правитель стал править как фараон древнего Египта.

Считается, что период правления Рамзеса II начинается с 1279 г. до н.э. и заканчивается 1213 до н.э. и составляет в общей сложности 66 лет.

За время своего царствования в честь фараона было проведено 14 сед-фестивалей, каждый из которых ознаменовал окончание 30-летнего правления, а затем каждые 3 года. Они проводились с целью дальнейшего успешного правления и должны были придать силы и омолодить фараона.

Женой Сети I и матерью Рамзеса Великого являлась царица Туя. Главной супругой фараона была Нефертари. За ней следовали Исетнофрет и Мааторнефере. После смерти царя, его сменил тринадцатилетний сын Меренптах. Правление длилось примерно десять лет.

Мумия Рамзеса II

Благодаря недавней находке мумифицированных останков Рамзеса II в египтологии были собраны воедино разрозненные сведения о жизни этого фараона древнего Египта. Так, при анализе ДНК ученые выяснили, что у него были рыжие волосы. Поскольку этот цвет волос не был характерен для древних египтян того времени, стоит предположить, что он существенно отличался по внешнему облику от своих соотечественников.

Согласно религиозным представлениям того времени считалось, что этот оттенок указывал на последователей культа солнца Сета. Что касается других характеристик мумии Рамзеса II, то исследования показали, что у него был нос «крючком», он отличался тяжелой нижней челюстью. Было также установлено, что он страдал артритом.

Иероглифические надписи на льняной ткани, покрывающей мумию фараона, содержит подробную информацию о том, как жрецы защищали усыпальницу царя от мародеров. Записи указывают на то, что Рамзес II первоначально был похоронен в гробнице KV7 в Долине царей. Но затем его мумия была заменена и перенесена в помещение рядом с усыпальницей царицы Инхапи. Затем тело было направлено к могиле главного жреца Пинуджема II. Сегодня мумия фараона Древнего Египта хранится в Национальном музее в Каире.

Одни из самых прекрасных в Египте памятников архитектуры, созданных фараоном Египта Рамзесом II, были посвящены царице Нефертари.

Известен тот факт, что после его смерти по крайнем мере десять фараонов взяли его имя и продолжили династическую линию. Наиболее известным из них стал Рамзес III.

Видео Древний Египет фараон Рамзес II

В предыдущей главе мы говорили о том, что в современном Египте и сейчас распространены браки между двоюродными братьями и сестрами. И эти браки приветствуются.
А вот у древних египтян дозволялся и приветствовался брак даже между родными братом и сестрой.
Практически все фараоны женились на своих сестрах. Это делалось для сохранения чистоты крови и недопустимости родственных связей с нецарствующими семьями. Вспомните царицу Хатшепсут, которая вышла замуж за своего брата по отцу, чтобы после его смерти стать фараоном.
Так же поступила через несколько веков всем известная египетская царица Клеопатра.
Отцом Клеопатры был Птолемей XII. Всего у него было шестеро детей: четыре дочери (Клеопатра VII была третьей по счету) и два сына, которые позже по очереди становились мужьями Клеопатры. Кстати, ее родителями были тоже родные брат и сестра - фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V.
Кто такие Птолемеи, почему они оказались царствующей династией в Египте?
Династия Птолемеев была основана военачальником Александра Македонского Птолемеем Первым, который после распада империи Александра стал править Египтом. Птолемей был не египтянином, а греком, но правящая династия должна была перенять все обычаи, царившие до них в Египте. Это как в пословице: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". А обычай был такой- жениться на своих сестрах и выходить замуж за своих братьев.
Согласно этим обычаям, восемнадцатилетняя Клеопатра должна была выйти замуж за своего родного брата, десятилетнего Птолемея XIII, и вместе с ним управлять Египтом.
Как говорилось ранее, браки между братьями и сестрами в Египте были нередки. Такие браки преследовали как имущественные, так и политические цели: опасались, что дочь фараона, выйдя замуж за нецарствующего мужа, увеличит число возможных претендентов на престол и раздробит территорию Египетского царства.
Религия тоже поддерживала и освящала эту традицию.
Осирис- главное божество египтян, являлся сыном Земли и Неба (Земля и Небо- тоже были братом и сестрой) и был одним из первых богов плодородия. Его женой была богиня Исида, тоже богиня плодородия, женственности, семьи, верности, воды и ветра. Семейная жизнь Исиды и Осириса являлась образцом супружеской преданности и верности. Для поддержания плодородия земли Осирис и Исида должны были соединяться. Слияние мужского и женского начал виделось древним египтянам символом мира и причиной возникновения новой жизни. Естественно, что оплодотворенная богом земля должна было дать начало росту растений.
Хотя Осирис и Исида были мужем и женой, но в то же время они были детьми бога Земли и богини Неба, то есть они являлись братом и сестрой. В свою очередь их родители Земля и Небо были связаны не только брачными узами, но и кровными: они тоже были братом и сестрой. Весь сонм египетских богов был связан как родственными, так и брачными узами. Естественно, что такие отношения для египтян были образцом для подражания, поэтому в своей земной жизни они старались им во всем подражать.
Немудрено, что фараоны отождествляли себя с главными богами, так как они считали себя проявлением богов на земле. Фараон был в глазах египтян Осирисом, а его жена – богиней Исидой. Не случайно, что Клеопатра, воспитанная в этих традициях, с детства отождествляла себя именно с Исидой.
Итак, 18-летняя Клеопатра вынуждена была выйти замуж за своего 10-летнего брата. Конечно, брак был формальным, не мог же 10-летний мальчик быть ее фактическим мужем. Клеопатре это было на руку, она стала самостоятельно управлять страной.
Но это продолжалось недолго: через три года после свадьбы ее собственный муж, который к тому времени подрос и тоже захотел царствовать, по совету идейного вдохновителя евнуха Пофинуса предпринял попытку свергнуть царицу.
На стороне Клеопатры выступил 52-летний Юлий Цезарь.
Война между Клеопатрой и ее братом-мужем длилась полгода, пока в одной из битв фараон Птолемей XIII не утонул в Ниле, пытаясь спастись бегством.
Трон вернулся к Клеопатре, которая вынуждена была выйти замуж... за единственного оставшегося в живых брата Птолемея XIV (13- 14 лет от роду). К этому времени у нее рождается сын от Цезаря, которого она в его честь назвала Цезарионом.
Вскоре новоявленный муж Клеопатры Птолемей XIV умирает, отравленный по приказу царицы - никто не должен стоять между властью и ее сыном. Клеопатра уже тогда решила идти до конца по пути к единоличной власти. Видимо, не последнюю роль сыграют именно кровосмесительные браки и вызовут в царице ненависть к своим братьям-мужьям, толкнув ее на убийство.
В этом случае она не была первой или единственной в своей династии.
До нее Клеопатра II объявляла беспощадную войну своему мужу-брату Птолемею VIII, а старшая сестра Клеопатры Береника, вышедшая замуж за своего двоюродного брата, убила его, так как он мешал ей быть с любовником.
Так и хочется сказать: "О, времена, о, нравы!"
Думается, что у Клеопатры не было кровосмесительной связи со своими братьями, хотя, кто знает.
История Египта не единственная, где женились братья и сестры.
Например, все правители инков вступали в близкородственные браки, потому что не могли опуститься до связи с простыми смертными, тем более, что законная власть наследовалась лишь от браков, заключенных между близкими родственниками.
До нас дошли сведения о первом правителе империи инков Манко Капаке – это значит "бесподобный, великий". Легендарный первый инка основал город Куско приблизительно в начале 12 века. От его брака с родной сестрой родились дети, которым была завещана империя. Традиция женитьбы на родных сестрах оставалась незыблемой почти до современности.
Из дошедших до нас документах известно, что и персидские цари, проживавшие во II- III веке до н.э., следовали тому же обычаю. Например, царь Арсаг женился на своей единокровной сестре Сиасе, а сасанидский шахиншах Ардашир женился на своей сестре Денак.
Библия признает, что кровосмесительные отношения очень привлекательны. Почему это происходит? Оказывается, для людей свойственно испытывать симпатию к себе подобным, будь-то генотип или пол. Если бы такие отношения не были притягательны, не было бы смысла в многочисленных библейских запретах. Заповедь против кровосмешения гласит: “Если человек возьмет свою сестру… это хесед”. Вот почему Тора предупреждает, что узы между братом и сестрой чрезвычайно сильны – "это ревностная любящая доброта. Сила чувств в них такова, что партнеры не смогут с ней бороться и наверняка отойдут от достойной и нравственной жизни".
Обычно традицию инцеста связывают с отсталостью народа, но это не так. Везде женитьба на близких родственниках все-таки связана с наследством и имущественными вопросами.
И все-таки народ всегда стремился к тому, чтобы иметь здоровое потомство.
Пророку Мухаммеду приписывается изречение: "Не женитесь на родне, чтобы не заиметь хилого потомства".
Медики объясняют это тем, что родственники имеют «похожие» гены, и, конечно, похожие мутации. Дети родственников с большей вероятностью могут получить один и тот же дефект.
Генетики смогли просчитать потенциальный риск рождения нездорового ребенка. Родственники могут иметь разные уровни родства, и, соответственно, они имеют и разный риск рождения больного ребенка.
Генетики классифицируют близкородственные браки следующим образом:
Родственники первого порядка - это родные братья и сестры, разнояйцовые близнецы, родители и дети. Взаимоотношения между такими родственниками носят название «инцест» и считаются ненормальными. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 60%.
Родственниками второго порядка-- это дядя, тетя, племянник, племянница, дедушка, бабушка, а также единокровные брат или сестра. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 25%.
Родственники третьего порядка- это двоюродный брат, двоюродная сестра, сводный дядя, сводный племянник. Риск рождения больного ребенка в браке с таким родственником равен 4-6%. Но этот малый процент возможен лишь при условиях, что в семье нет истории наследственных генетических заболеваний, а также что у их предков не было близкородственных браков.
С другой стороны, у двоюродного брата и сестры 94-96% вероятность появления абсолютно здорового малыша.
Если у родственников третьего порядка возможность иметь больного ребенка, как мы видели выше, 4-6 %, то неродственные родители имеют 2-3% риск рождения генетически нездорового ребенка. Как мы видим, эти цифры почти не отличаются.
Итак, говоря о близкородственных браках, ученые делают следующие выводы: чем ближе степень родства (первой и второй степени), тем выше риски родственных браков, но на уровне двоюродных братьев и сестер (родство третьей степени) баланс плюсов и минусов становится неочевидным: вред проявляется сразу, а плюсы накапливаются с поколениями. Если родственные браки третьей степени родства заключают много поколений подряд, они становятся менее опасными. «Вреда от родственных браков меньше там, где они регулярны. Там, где они исключение, выше риск»,-считают исследователи.
Но вот какой парадокс: как мы видели из вышеперечисленных примеров, чадолюбивые зороастрийцев-огнепоклонники, главной задачей которых было продолжение рода, заключали близкородственные браки первого порядка. Неужели они на протяжении столетий и даже тысячелетий не увидели, что от таких браков рождались нездоровые дети? Значит, дети рождались все-таки здоровыми.
Инки также грешили браками между родственниками первого порядка, но тем не менее учеными отмечено, что у инков вырождения не наблюдалось как минимум в течение 12 поколений.
С другой стороны, ярким примером вырождения династий является исчезновение и вырождение династии Габсбургов, но они заключали браки между родственниками не первого, а третьего порядка, то есть между двоюродными братьями и сестрами, или дядьями и племянницами. Выше мы приводили примеры, что в браках такого порядка рождается всего 4-6% нездоровых детей, а у Габсбургов сплошь и рядом рождались нездоровые дети. Эти факты как-то противоречат подсчетам и заключениям генетиков.
Почему так происходило? Видимо, причиной были какие-то генетические заболевания, передававшиеся из поколения в поколение, а не только близкородственные браки. Решение этих вопросов лучше оставим для генетиков и медиков.
И по сей день большинство представителей арабского мира продолжает придерживаться старых народных традиций и выбирает себе невесту в семейном кругу.
"Не пей из источника, дно которого ты не можешь увидеть", - гласит турецкая пословица.
"Сделанный собственными руками йогурт полезнее, чем чужая простокваша", - советует другая.
Сегодня в Турции жениться на чужачке большинству молодых людей даже не приходит в голову. Почти каждый четвертый брак в этой стране заключается между кровными родственниками, преимущественно между двоюродными братьями и сестрами. Тенденция, как показывают новейшие исследования, даже усугубляется; в некоторых отдаленных регионах почти каждая вторая невеста остается в семье. "Хорошие девушки остаются в семье, плохих девушек отдают чужакам" - сегодня эта пословица как никогда ранее актуальна.
Одной из главных причин заключения близкородственных браков - практическая нерасторжимость такого брака. Ведь и жена, и муж имеют одних и тех же родственников, у них одинаковый социальный статус, у них более повышенная забота о потомстве, их материальные ценности остаются в семье, к тому же с детства их воспитывают в одних и тех же традициях. Поэтому мужу или жене не приходится привыкать к новой семье и ее традициям. Конечно, такие семьи более крепкие. 80% опрошенных женщин и 83% мужчин в таких семьях назвали свой брак счастливым.
Мы говорили о близкородственных браках, заключающихся между простыми людьми. Намного сложнее поставлен вопрос в браках царствующих особ, у которых выбор партнера резко ограничен.
И все же иногда некоторые представители царствующих династий протестовали против навязанных им браков и женились на своих избранницах, не входивших в их династическое окружение и не являющихся их родственниками, по любви. В следующей главе познакомимся с такими браками, которые называются морганатическими

У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц.

Из фараонов-строителей Рамсес II, пожалуй, оставил в истории самые грандиозные и красноречивые архитектурные свидетельства своей деятельности. Именно ему мы обязаны величественными сооружениями, благодаря которым он был прозван Рамсесом Великим, и памятью о тех временах, когда боги царили на земле. При нем построены самые знаменитые ритуальные сооружения, рассказывающие нам историю Древнего Египта: Луксор, Абидос, Абу-Симбел, Танис, Мемфис, Гелиополь, Пи-Рамсес… Повсюду слава Рамсеса утверждалась с небывалым размахом, и мало кто из правителей мог соперничать с этим фараоном. Никто иной, даже сам Сети I, его отец, никогда не дерзал строить памятники подобных масштабов.

Исполин весом в тысячу тонн

Колосс, части которого были найдены рядом с Рамессеумом, — должно быть, одно из самых больших изображений человеческого существа, когда-либо созданных древними цивилизациями. Руки этого колоссального скульптурного изображения больше пяти метров в обхвате на уровне плеч, длина каждого уха составляет больше метра… В высоту этот каменный исполин достигал двадцати метров, и весил при этом около тысячи тонн.

На фоне этой потрясающей своими размерами скульптуры правителя еще более трогательными кажутся маленькие каменные статуи, помещенные у ее подножия — то есть буквально у ног, потому что по высоте каждая из них была не выше колена величественного портрета царя. Эти статуи изображают всех его жен: всех великих царских супруг Рамсеса II, которых, как мы уже говорили, было пять. Среди этих пяти жен одна была особенно любима правителем и занимала подле него особенно важное место, причем это относилось не только к частной жизни. Она имела над ним огромное влияние и в общественной жизни, и в государственной сфере. Ее звали Нефертари — и само ее имя говорит нам о красоте.

СУПРУГА В ОБМЕН НА МИР

После заключения мирного договора с Египтом Хаттусили, царь хеттов, желая скрепить соглашение, предложил Рамсесу II руку своей дочери и обратился к подданным с такой речью: «Возьмем все, что нам принадлежит, я отдам даже свою старшую дочь, и принесем наши почетные дары совершенному богу (Рамсесу II), чтобы взамен он дал нам мир, и чтобы мы жили». После этого он приказал привести свою старшую дочь и сложил перед ней драгоценные дары: золото, серебро, многочисленные диковины, упряжки лошадей, быков, коз, тысячи баранов — словом, все, что только производилось в их стране.

«Нефертари» — «прекрасная спутница»

Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.

Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы — и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты.

На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. В этом отношении особенно показательна информация, которую мы узнаем из табличек Богазкёй. Именно она позволила ученым заметно продвинуться в исследованиях. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.

Подобное отношение к супруге правителя в то время было очень редким, чтобы не сказать исключительным. Этот факт дает право предполагать, что хеттский царь, очевидно, имел счастье встретиться с царицей лично по случаю подписания этого договора. А ведь жены фараона, пусть даже и обладающие титулом великой царской супруги, обычно оставались в стороне от событий политической жизни Египта!

Погребенная в Долине Царей

Добавим, что после заключения этого мирного договора царь Хаттусили, желая скрепить его, отдал в жены Рамсесу II собственную дочь. Совсем еще юная принцесса вскоре прибыла ко двору Египта, где она, в свою очередь, вошла в число супруг правителя.

Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».

И наконец, Нефертари единственная супруга фараона, чья усыпальница находится в Долине Царей. Эта гробница может по праву считаться величайшим шедевром погребального искусства, несмотря на то что некоторые ее части были серьезно повреждены и она сильно пострадала от рук расхитителей, растащивших все ее несметные сокровища. Лестница спускается в гипостильный зал, из которого вторая лестница ведет в зал с четырьмя колоннами, где хранился саркофаг. В первом зале, в одной из сцен, изображенных на стене, Нефертари предстает перед нами за игрой в сенет. Это игра — предшественник шашек, в которую тоже играли на доске и при помощи фишек.

Другая сцена, изображенная на стене лестницы, ведущей в погребальную камеру, показывает нам особенно элегантный образ Нефертари. Царица облачена в широкое платье из белого плиссированного льна, которое оживляет яркий шарф. Она совершает подношения богиням Хатор и Нейт (покровительнице ткачества). На голове у супруги фараона головной убор в виде грифа, традиционный атрибут богини, украшенный двумя длинными перьями.

Нефертари скончалась примерно на 30 году правления Рамсеса П. Она была матерью Амон-хер-хепешефа, старшего и первого сына супружеской четы, который на протяжении сорока с лишним лет был наследным принцем короны, но скончался на 52 году правления своего отца. У Рамсеса II были и другие великие царские супруги, всего пять, но ни одна из них не могла даже надеяться занять то же место, что царица Нефертари, и добиться того же влияния.

Длинная вереница царских отпрысков

Исиснофрет стала второй великой супругой фараона. Она была матерью того, кто однажды унаследовал Рамсесу II под именем Мернептаха. Утверждается, что этот сын был тридцатым в длинной веренице царских отпрысков. При жизни Нефертари Исиснофрет держалась скромно, оставаясь в тени, что лишний раз показывает, какую роль ее соперница играла подле своего супруга. После смерти царицы Исиснофрет стала несколько активнее, однако она так никогда и не заняла место умершей.

У Рамсеса II была еще одна супруга, которой он, судя по всему, очень гордился — прежде всего, потому что она в его глазах сделалась напоминанием о важнейшей политической и дипломатической победе. Эта история отсылает нас к 21 году правления, когда фараон заключил мирный договор с царем хеттов Хаттусили. Тот, чтобы в отношениях между двумя государствами не осталось никакой натянутости и подозрительности, предложил Рамсесу II взять в жены одну из своих дочерей.

Но, двинувшись в Египет, хеттская делегация столкнулась с крайне неблагоприятными погодными условиями. Снег и холод сделали путь через горные районы, которые должен был пересечь караван, особенно сложным и опасным. Тревожась за участь своей невесты, Рамсес II обратился с мольбой к Сету, богу гроз и бурь, прося его проявить милосердие. Сет соблаговолил услышать молитву фараона и сделал так, чтобы погода наладилась в кратчайшие сроки.

Прибытие юной принцессы в Пи-Рамсес, стало, разумеется, поводом для пышных торжеств, организатором которых был не кто иной, как один из сыновей фараона, Хаэмуас, великий жрец Птаха, великий маг и управляющий праздниками Сед. Солдаты, придворные, египетские и хеттские сановники братались, пили и ели вместе, от всей души желая процветания обоим царствам. Когда хеттскую девушку подвели к ее царственному супругу, тот был очарован ее изяществом и красотой. «Его Величество увидел, что она прекрасна лицом… Она пришлась по сердцу Его Величеству, который полюбил ее более всего на свете».

Свадебная стела

В память об этом событии, которое стало одним из счастливейших дней в годы правления Рамсеса II, потому что принесло двум могущественным государствам мир после долгого периода войны и разногласий, была установлена так называемая «свадебная стела». Нам известны несколько ее версий, сохранившихся в Карнаке, Абу-Симбеле, Элефантине, Амаре и многих других местах. Эта стела повествует о перипетиях, которые пришлось претерпеть хеттской делегации, сопровождавшей принцессу, по пути в Египет.

После этого союза, обеспечившего мир, Рамсес начал праздновать свои юбилеи, которые неизменно организовывал его сын, чародей Хаэмуас. Во время первого из этих юбилеев в Египте случился необычайный разлив Нила, ставший настоящим благословением для сельского хозяйства. Что же до юной хеттской принцессы, которой правитель особенно гордился, то она стала называться египетским именем Манефрура. С ней обращались с уважением, подобающим ее положению в обществе. Однако после смерти Манефрура не удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Не удостоилась -в отличие от Нефертари!

ТИИ — ВЕЛИКАЯ ЦАРСКАЯ СУПРУГА СЕТИ I И МАТЬ РАМСЕСА II

Царица Тии, мать Рамсеса II, была великой царской супругой Сети I. Она пережила своего мужа на много лет, оставаясь при дворе подле сына, который осыпал её Почестями. В Рамессеуме Тии был свой храм и сидящая статуя. Это свидетельствует о том, что даже в старости мать всемогущего государя продолжала играть важную роль, С ней связана легенда о божественном рождении фараона. Как и Нефертари, Тии получила в свой адрес немало лестных слов от царя хеттов во время заключения мирного договора между двумя государствами на 21 году правления Рамсеса. На тот момент вдовствующая царица была же очень стара. Два или три года спустя она скончалась.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png