1. Введение…………………………………………………2
2. Процесс становления института президентства в РФ..3
3. Государство – ведущий институт политической системы.

1. Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства……5
4. Заключение……………………………………………10

Введение

Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

Процесс становления института президентства в РФ

Президентство – принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 – 1991 гг. Был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего
Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, создание этого института мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства.
Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации обстановки в стране.

Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства.
Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской республик – смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструирование института президентства в
России.

Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус
Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент
Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов
Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранились положения о полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей.
Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента
Российской Федерации, он усилен.

Государство – ведущий институт политической системы

1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства.

В научной литературе существует несколько концепций происхождения государства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л.
Гумплович. Он считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Марксизм объясняет возникновение государства, развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и политически. Переходной формой к государству признается выделение прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определенной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения международного права.

Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть.

Вторым составляющим элементом государства является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого, М. Вебер утверждает, что «государство... - это отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент».

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство - это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни.

К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы.

Наиболее общими признаками государства являются:
1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории;
2) политически самоопределяющаяся нация как субстанциональный элемент государственности;
3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от общества, наличие у нее особого аппарата принуждения (армии, служб охраны порядка и безопасности);
4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающееся в независимости государственной власти от всякой другой, внутри страны и в международном общении;
5) право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и норм, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер;
6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов государства при осуществлении своих функций.
Государство выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства - это обязанности, круг деятельности, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы, обеспечением политической стабильности, установлением отношении с политическими партиями, общественными институтами, а также выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием национальных отношений.

Правовая функция всецело принадлежит государству, которое осуществляет нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в использовании организационных рычагов для осуществления властных полномочии, реализации выработанной политики: исполнения решений формирования и использования кадрового корпуса управленцев, осуществления контроля исполнения решений, предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер координации деятельности, различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования и др.

Социальная функция государства включает: удовлетворение. потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.

Образовательная функция государства. Многие государства стоят перед задачей: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработки политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку молодежи к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология - механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны, вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений
(дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др.

Форма правления - внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления - монархией (абсолютной, конституционной) и республикой (президентской, парламентской).

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства.

Существуют две основные формы: унитарная и федеративная.

Для унитарного государства свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц.

Федеративная форма государственного устройства это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление,

Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции, издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям.
Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия - армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны, порядка и безопасности. Основное назначение правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества.
Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и предупреждению социальных конфликтов.
Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место. Государство, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества, поддержанию общественного порядка.

Заключение

Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, составляющих сферу его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства
(материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам – носителям институциональных функций, так к людям и объединениям, являющимся объектом воздействия института.

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ростовский государственный строительный университет

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

по политологии

на тему: «Институты государственной власти в России»

Выполнила студентка

1 курса гр. Б-182

Пипник Елена

Проверил преподаватель

Малышев А. В.

Список литературы:

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе. Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство. В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления. Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности.

Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Функции и задачи государства осуществляются при помощи механизма государства.

Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

В структуре механизма государства выделяют: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Но наиболее важным институтом является государственный аппарат, который непосредственным образом осуществляет государственную власть. Государственный аппарат представляет собой конгломерат различных органов государства, при помощи которых государственная власть доводится до населения.

Государственный аппарат - это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

Он осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой. Организационная форма направлена на внедрение в деятельность органов государства эффективных методов организации труда. Эта форма помогает государственному аппарату пользоваться достижениями науки и техники и не отставать от научно-технического прогресса.

Правовая форма непосредственно направлена на осуществление государственной власти. Она состоит из трех звеньев: а) правотворческой, которая включает разработку и издание нормативно-правовых актов; б) правоисполнительной - это властная деятельность государства по реализации норм права; в) правоохранительной, которая направлена на обеспечение законности и правопорядка.

Государственный аппарат состоит из государственных органов.

Орган государства - это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система органов устанавливается в конституции. Для осуществления своих функций каждый орган обладает специальной компетенцией, в рамках которой он действует. Для выполнения своих задач государственные органы располагают материальной базой и финансовыми средствами.

Государственные органы характеризуют государство как социальное явление. Именно для функционирования их в обществе формируется особый слой людей, не связанный с материальным производством, а занятых лишь управлением.

Классификация органов государства :

1) по субъектам формирования - представительные органы (парламент) и

органы, формирующиеся другими органами (правительство, министерства);

2) по структуре или способу организации - простые (нотариат) и сложные

(министерства);

3) по характеру компетенций - органы общей компетенции (парламент,

правительство) и специальной компетенции (например: МВД, МИД и т.д.).

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВЕРМЕННОГО ГОСУДАРСТВА - В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая состоит в усилении роли государства в обществе, росте государственного аппарата и его материализованных структур. Вторая, противоположна первой и связана с ограничением власти, уходом ее от государства к другим политическим и неполитическим структурам.

Обе эти тенденции порождаются действием ряда причин. Одна из них объясняется необходимостью государственного регулирования информационной и других новых сфер общества, разработкой соответствующего законодательства, борьбой с новыми видами преступлений (например, компьютерными), формированием связанных с этим государственных органов.

Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран вызвано также тем, что возможности рыночного механизма регулирования экономики стали ограниченными. Государственный капитал начал активнее привлекаться для заполнения экономических ниш с неблагоприятными условиями воспроизводства, в том числе и развития передовых, наукоемких отраслей, не дающих быстрой отдачи, требующих значительных первоначальных затрат и вследствие этого непривлекательных для частного бизнеса. Государственные предприятия, защищенные бюджетными и налоговыми льготами, ориентированы на достижение макроэкономической эффективности.

Иные причины породили усиление влияния государства в экономике развивающихся стран. Обычно они связаны со слабостью национальных экономик, недостаточным накоплением частного национального капитала и его недостаточной защищенностью перед мощными транснациональными корпорациями, а также неподготовленностью архаичной структуры хозяйства к принятию новых, прогрессивных технологий. Наряду с экономической ролью государства существенно усилилась и его социальная роль. Это связано с необходимостью регулирования социальных последствий циклических перепадов производства, особенно в целях снижения безработицы, проведения активной региональной политики, ориентированной на сглаживание противоречий и диспропорций между отдельными регионами страны. Усилившаяся потребность в регулировании социальной жизни, обеспечении социальной стабильности, преодолении социальных конфликтов, предоставлении социальной помощи повысили требования к социальной роли государства.

В Конституции Республики Беларусь закреплены основополагающие идеи, ценности, принципы и цели унитарного демократического социального правового государства, разнообразных общественных объединений, основные параметры прав и свобод личности и гарантии их реализации, ориентированные на международные эталоны и стандарты.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляв 1 внутреннюю и внешнюю политику.

Единственным источником государственной власти и но­сителем суверенитета в Республике Беларусь является на­род. Он осуществляет власть непосредственно и через своих представителей в органах государственной власти (Конституция Республики Беларусь, ст.3).

Республика Беларусь - демократическое государство. Демократия в республике осуществляется на основе много­образия политических институтов: института парламентаризма, институтов исполнительной власти, института госу­дарственной службы (регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной груп­пе), института главы государства, институтов судопроизвод­ства. Это соответствует принципу разделения властей (Конституция Республики Беларусь, ст.6).Государственная власть распределяется между тремя независимыми ветвями – законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают друг друга ((Конституция Республики Беларусь, ст.3).

Эффективность функционирования ветвей власти достигается при координирующей роли Главы государства. Политико-идеологическая платформа их деятельности – ценности правовой государственности и народовластия.

Суть политико-идеологической ориентации институтов государственной власти выразил Президент Республики Беларусь А.Г. Лука­шенко: «Власть не может возвышаться и господствовать над об­ществом, а наоборот, она должна быть подчиненной обществу, контролируемой им». (Послание Президента Республики Бела­русь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Бела­русь. - Мн., 2001. - С. 35).



Политические институты структуризируют и поле поли­тических властных отношений. Для того чтобы органы государ­ственной власти не выходили за рамки своего правового по­ля, не проникали в область чужой компетенции, имели воз­можность взаимоограничивать, уравновешивать, дополнять и контролировать деятельность друг друга, для равновесия и баланса властей используется так называемый механизм сдержек и противовесов. В системе современных государст­венных политических институтов наряду с их специализаци­ей заметно увеличилась доля структур, контролирующих, от­слеживающих деятельность политиков. К ним относятся ин­ституты судопроизводства. Судебная власть независима от Гла­вы Государства, Парламента, Правительства и выполняет функ­цию контроля за конституционностью их нормативных актов.

Таким образом, самостоятельность властей, обуздание всевластия, недопущение злоупотребления властью, форми­рование равновесия и баланса властей обеспечивается их разделением, функционированием механизма сдержек и про­тивовесов и независимой судебной властью.

Обратите внимание на то, что государство регулирует отношения между различными общностями людей на основе принципов равенства перед за­коном, уважения их прав и интересов.

Важнейшими политическими институтами общества яв­ляются политические партии и многочисленные обществен­ные объединения, которые содействуют выявлению и выра­жению политической воли граждан, их социальных, нацио­нальных и других общностей.

Президент является Главой государства, он гарант Кон­ституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство на­рода, обеспечивает реализацию основных направлений внут­ренней и внешней политики, представляет страну за рубе­жом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и терри­ториальную целостность страны.

Институту президентства более 200 лет. Десятого июля 1994 г. был избран и первый президент Республики Бела­русь. Президент Республики Беларусь избирается на 5 летне­посредственно народом. Полномочия Президента зависят от формы взаимоотношений Президента и Парламента, Прези­дента и Правительства, Парламента и Правительства.

Президент республики, не являясь главой Правитель­ства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру Правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с Парламентом лишь кандида­туру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе от­менять акты Правительства, формирует местную исполни­тельную власть.

Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Он обла­дает правом законодательной инициативы, правом подписы­вать законы, возвращать их в парламент для повторного рас­смотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона.

Довольно широки полномочия Президента и в судебно правовой сфере, формировании судебной системы. Президент предлагает к избранию либо прямо назначает и освобождает от должности председателей и судей Верховного Су­да, Высшего Хозяйственного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора, имеет право помилования, осуще­ствляет посредничество (функцию арбитра) между органами государственной власти.

Президенту предоставлены широкие полномочия в осу­ществлении внешней политики. Он ведет переговоры и под­писывает международные договоры, предоставляет граж­данство, политическое убежище, назначает и отзывает дип­ломатов, принимает верительные и отзывные грамоты, явля­ется Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае военной угрозы или при иных чрезвычайных обстоятель­ствах вводит военное или чрезвычайное положение, полную или частичную мобилизацию. За ним закреплено право наобъявление референдума,который является важным инстру­ментом политического влияния.

Властные полномочия Президента зависят также от крат­ности его пребывания на этом посту. Президент Беларуси имеет право переизбираться на свой пост неограниченное число раз.

Порядок избрания и компетенция Президента, его осво­бождения и смещения закреплены в Главе 3 раздела IV Консти­туции Республики Беларусь (ст. 79-89).

В отдельных странах, где авторитарные тенденции очень сильны, произошла трансформация президентской респуб­лики в так называемую суперпрезидентскую. В суперпрези­дентских республиках (Боливия, Колумбия, Гондурас) пре­зидент предельно контролирует все высшие полномочия всех ветвей власти и практически единолично решает мно­гие вопросы государственного управления.

Законодательная власть - это система полномочий и пред­ставительных органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Законодательная власть воплощена, сосредоточена в пар­ламенте. Парламент (от фр. parler- говорить) - законода­тельный и представительный орган. Впервые он был образо­ван в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира матерью всех парламентов.

Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами парламента являются также ко­миссии (постоянные, временные, специализированные), избираемые парламентом из своего состава для ведения законопро­ектной работы, предварительного рассмотрения других вопро­сов; партийные фракции; этнические, территориальные и кор­поративные представительства (территориальные объедине­ния, группы депутатов). Внутренними органами парламента являются председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секретариат, счетная комиссия и др.

Сессии парламента длятся в течение года (с каникулами). Значительное место в деятельности депутатского корпуса от­водится работе в избирательных округах. Депутаты получа­ют заработную плату, т.е. являются профессиональными парламентариями, при осуществлении своих полномочий пользуются неприкосновенностью.

Высший орган представительной и законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь (с 1996г.). Парламент состоит из двух палат- Пала­ты представителей и Совета Республики.

Избрание депутатов Па­латы представителей (110 человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного пра­ва при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента - Совет Республики - является палатой территориального представительства, состо­ит из 64 членов, 56 из которых (по 8 человек от каждой облас­ти и г. Минска) избираются тайным голосованием на заседани­ях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Пре­зидент. Срок полномочий парламента - 4 года. Полномочия Пала­ты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Пра­вительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полно­мочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства. Палата представителей избирает из своего состава Предсе­дателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководи­тели Парламента ведут заседания и ведают внутренним распо­рядком палат. При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, могут создаваться временные комис­сии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, постоян­ные (и временные) комиссии.

Законодательная власть в лице Парламента наделена сле­дующими основными полномочиями: законотворчество, экс­пертиза законопроектов, принятие законов; выработка ос­новных направлений развития общества, определение струк­туры и содержания его политической системы; утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении; осу­ществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, кон­ституционного и судебного надзора; легитимация Президен­та, Правительства или их действий; контроль за ходом вы­полнения законов, деятельностью должностных лиц и орга­нов власти.

По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек ипротивовесов.В Республике Беларусь законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом возвращения закона в Парламент для повторного рассмотрения и голосования, правом Президента на роспуск Парламента, Конституционным Судом. Консти­туционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого Парламентом закона, после чего он утрачивает силу. Внутренними ограничителями законода­тельной власти являются двухпалатное построение Парла­мента и наличие регламента, определяющего строгое соблю­дение процедуры законотворчества.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотре­ния законопроектов, принятия законов, основные формы дея­тельности Палаты представителей и Совета Республики за­креплены в главе 4 раздела ГУ Конституции Республики Бела­русь (ст. 90-105).

Лекция 7

Институты государственной власти.
1. Парламент - высший законодательный и представительный ор-ган власти.
2. Правительство - высший исполнительный орган.
3. Глава государтсва и его роль в структуре интитутов власти.
4. Судебная власть, как вид государственной власти.

1.
Государство располагает разветвленой системой органов власти, клю-чевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной власти. Эти органы осуществляют разделение властей, осуществляют реальное управление страной. Они должны быть независимы и уравновешены друг другу. Среди институтов власти важ-ное место занимает парламент - высший законодательный и представи-тельный орган. Представительный - в нем заседают избараемые или час-тично назначаемые представители народа - депутаты. Депутат - это чело-век, представляющий народ, от имени народа принимает государственное решение.
Законодательный - его задача принимать закон.
Парламент - слово впервые появилось в Англии. История представи-тельных органов уходит в глубь веков. Они существовали в Древней Гре-ции, Риме. Там оно существует в виде народного собрания, которое изби-рало и изгоняло должностных лиц, принимало или отвергало законы.
Первый парламент возник в 1265 г. в Англии. Однако он не был в бук-вальном смысле слова органом народного представительства. Первый парламент представляел высшие сословия.
Народными представительными органами парламенты стали после буржуазной революции, введение всеобщего избирательного права.
Парламенты в разных странах назывались по разному. Парламент - Великобритания, Франция; Конгресс - США, Латинская Америка; сейм - Польша, Финляндия; кнесет - Израиль, Федеральное собрание - Россия, Народное собрание - Беларусь.
Парламенты бывают 1-2 палатным, 1-палатный в небольших унитар-ных странах - Дания, Швеция, Греция. 2-х палатная - в федеративных и более крупных государствах (Германия, Россия, Беларусь). Парламент Великобритании состоит из нижней палаты (палата общин) и верхней па-латы (палата лордов). Во Франции - из национального собрания (нижняя палата), сенат (верхняя палата). В США - верхняя (сенат), нижняя (палата представителей). В России - нижняя - Дума - верхняя - Совет Федерации. В РБ - нижняя - палата представителей, верхняя - Совет Республики.
Наличие палат имеют положительные и отрицательные черты:
Положительные:
1. Увеличивается народное представительство.
2. Позволяет представляеть народ - регионы, области, местную власть.
3. Позволяет учитывать ее влияние.
4. Способствовать разделению властей.

Отрицательные:
1. Усложнение бюрократии, принятие законов.

Верхняя и нижние палаты имеют отличия:
1. Нижняя палата практически всегда выбирается народом, а верхняя - или выбирает народ (Польша, США); назначается главой государст-ва (Канада), частично избирается или назначается (Беласусь), на-следование (Великобритания - 1360 лордов).
2. Верхняя палата имеет более долгий срок полномочий. В США - верхняя палата - 6 лет, нижняя палата - 2 года. Франция - верхняя палата - 6 лет, нижняя - 5 лет. В РБ - на 4 года.
3. В верхнюю палату выбираются более опытные (сталые люди), а в нижнюю - с 21 года. В РБ верхняя палата - с 30 лет, нижняя - с 21 года.
4. Верхняя палата по количеству меньше нижней.

Верхняя палата избирается по 8 членов из областей; 8 -из Минска, и 8 назначаются президентом. Членом верхней палаты может быть человек, который проживает на данной территории последние 5 лет. Обе палаты в РБ выбираются на 4 года.
Парламент - это проффесиональный постояннодействующий орган. Она работает круглый год. В РБ парламент собирается на 2 сессии в год.
В Западных странах члены парламента не может быть госслужащие, представители духовенства, силовых структур, т.к. они должны выпол-нять законы принятые парламентом.
Депутаты парламента обладают депутатским иммунитетом (депутат-ская неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен не-прикосновенности без согласия парламента, кроме измены, тяжелого пре-ступления, задержаны на месте. Уголовные дела рассматривает верхов-ный суд.
Депутаты парламента имеют полномочия:
1. Право законодательной инициативы.
2. Право голоса при принятии закона или решения.
3. Право запроса в устной форме или письменном виде.
4. Имеют право избирать руководящие органы парламента.

В больших странах члены парламента имеют право создавать партии, парламентские блокт. Руководит парламентом - председатель спикер).
Полномочия парламента зависят от формы правления. В президент-ской республике, монархии - роль парламента меньше. В парламентских - большая. В парламентской республике, парлаент формируеет внешнюю и внутреннюю политику, выбирает президента.

Основные полномочия парламента РБ:
1. Рассматривают проекты законов.
2. Выборы президента.
3. Назначение премьер-министра.
4. Заслушивает премьер-министра.
5. Назначение членов суда.

Принимаемые законы рассматриваются нижней, а затем верхней пала-той. Все законопроекты проходят 4 чтения. 1) то, что принимают за осно-ву; 2) дополнения; 3) согласование и уточнение; 4) устранение шерохова-тостей.
Закон принятый парламентом поступает президенту на подпись. Пре-зидент может отклонить, внести изменения. Этот законопроект может быть повторно, если за него проголосовало 75% депутатов. Если в тече-ние 10 дней президент не вернул законопроект, он все равно утвержден.
Парламент может быть распущен досрочно. В РБ может быть распу-щен, если откажет в доверии правительству, откажется принять на пост премьер-министра. Параламент может быть распущен, если будет грубое нарушение закона.
Не допускается роспуск парламента:
- в течение одного года работы;
- в последние 6 месяцев работы президента;
- при отсрочке президента от власти (импичмент);
- в условиях чрезвычайного военного положения.

2.
Среди органов большую роль играет правительство. Оно является цен-тральным институтом управления государством. Ни одно не может суще-ствовать без правительства.
Правительство - центральный коллегиальный орган, т.к. сюда входят министры. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную функции. В большинстве стран правительство называют кабинетом ми-нистров, или советом министров. В Швейцарии - федеральный совет. Глава правительсва - премьер-министр (председатель совета министров). В Австрии и Германии - канцлер. В РБ - премьер-министр (Г. Новицкий).
Правительсво формируется по-разному. В парламентских республиках оно формируется парламентом, в президентских - президентом. Но в за-падных странах при обеих формах правления - правительсво формируется из членов, которые победили на выборах или набрало большинство. В Беларуси - только 5 членов правительсва формируются с согласия членов парламента, а остальные называются президентом.
В паралментской республике правительство ответственно перед пар-ламентом, в президентской - перед резидентом.
В РБ подочетно президенту, ответственно перед парламентом.
Правительство в своей структуре включает министерство, государст-венный комитет, общереспубликанские учреждения.
В США входит в состав правительства 12 департаментов.
В РБ в состав входит 24 министерства, 12 государтсвенных комитета, 9 общереспубликанских объединения. Всего в органах государственного управления занято 110000 человек.

Функции правительсва:
1. Осуществляет общее руководство и управление внутриреспубли-канскими и внешними делами.
2. Координирует и согласовывает деятельность министерства.
3. Разрабатывает проект бюджета и после исполняет.
4. Через министерство руководит экономикой, образованием.
5. Обладает законодательной инициативой.
6. Представляет страну на международной арене.

Подобные полномочия выполняет и правительсво РБ, но еще:
1. Разрабатывает направления внешеней и внутренней политики.
2. Издает постановления.

Руководит правительсвом - премье-министр, проводит заседания, под-писывает решения правительсва, информирует президента о своей дея-тельности.
Правительственная деятельность опирается на бюрократический аппа-рат.
В соответствии со ст. №106 РБ првительство может быть отправлено в отставку, если ему откажет в доверии парламент, или сам президент его отстранит в отставку.

3.
Правительсво - распорядительный орган. Важное место занимает глава правительства. Это определено тем, что самое демократическое государ-ство нуждается в управлении. Далжен быть человек олицетворяющий го-сударство, является символом - глава государства. Это может быть:
1. Племенной вождь (Западная Самоа).
2. Наследный принц (Бельгия, Нидерланды).
3. Назначенный монарх (Саудовская Аравия).
4. Имперал-губернатор (Австрия).
5. Глава хунты (Чили, Парагвай).
6. Президент.

В СССР - был председатель президиума.
В РБ - главой был председатель верховного совета.
В 102 странах - глава государтсва - президент.
Если монарх по наследству пожизненно, то президенты избираются на срок и народом. Президент Заира и Малавиии - пожизненный глава госу-дарства.
В современном понимании первый президент - Дж. Вашингтон. В Ри-ме - были цезарь - Юлий и др. Президент ключевая фигура между законо-дательной и исполнительной властью. Он связывает, соединяет законода-тельную, исполнительную и судебную власти - зависит от формы правле-ния.

Формы правления: президентская, парламентская, смешанная.
При президентской и смешанной форме получаются полномочия в ре-зультате выборов. Во Франции, России - президент выбирается народом. В США - голосуют 500 ывборщиков, которые избирались народом.
При параламентской - президент избирается парламентом (Латвия, Греция, Израиль, Чехия). В ФРГ - выбирается собрание уполномоченных земель и параламент. В Швейцарии - федеральный совет.
В большинстве стан президент избирается на 5 лет (Россия, Франция, РБ). В США и Латинской Америке - 4 года. В Швейцарии - 1 год. Не мо-жет быть больше двух сроков подряд.
Ограничения:
1. Возраст.
В РБ:
- президент не моложе 35 лет
- нет судимостей
- проживает в РБ более 5 лет
- гражданин РБ

Полномочия президента.
В президентских и смешанных государствах широкие полномочия. Обладает возможностью воздействия на законодательный процесс, ре-альной исполнительной властью, силами правопорядка, является главно-командующим.
В США - президент - глава государства и правительства. Формируется парламентом и может распустить его.
Здесь существует жесткое разделение властей. Парламент не может распустить правительство, а президент разогнать парламент.
В смешанных государтсвах - двойная ответственность правительства.
Конгрисингатура - дикреты приобретают силу, если их подписывает глава правительства.
В параламентских республиках: президент - символ государства, под-писывает законы парламента, всей деятельностью руководит премьер-министр.
В РБ - президент занимает особое место, его полномочия прямо или косвенно перекрывают все ветви власти. Он - верховный главнокоман-дующий, гарант конституции, олицетворяет единство народа, представля-ет республику на мировой арене.
Он не только глава государства и руководит и формирует правитель-ство. Может назаначать и смещать губернаторов, судей. Может объявля-еть о чрезвычайных событиях. Он может распустить парламент, если пар-ламент вынесет квотум недоверия президенту,если параламент не утвер-ждает премьер-министра дважды.
Президент имеет свою администрацию. Главная задача администрации - обеспечивать взаимодействия президента с органами власти.
В случае смещения президента, исполнителняет обязанности премьер-министр (или вице-президент).

4.
Законодаетльные органы издаеют законы, исполнительные - предо-пределяют в жизнь, суд - наказыет за нарушение законов и их несоблю-дение.
Судебная власть - система независимых государствееных ораганов, судов, признанных от имени государства осуществлять правосудие. Су-дебная власть осуществляется только судом. Судебная власть основыва-ется на авторитетности, уважении, традиции. Решение судебных органов - закон обязательного выполнения.
Судебная власть осущестляется системой судов: конституционный, верховный, высший хозяйственный, областные, муниципальные и другие суды.
Существенное место занимает прокуратура.
Прокуратура:
- Осуществляет надзор за точным исполнением законов, декретов, общественных организаций.
- Надзор за исполнением по гражданско-административными нару-шениеми, поддерживает испонительные суда.
Суд возник вместе с государством (князьями, вождями)

Функции суда:
1. Наказания - за нарушение государственных предназначений.
2. Разрешение споров между государством и гражданином.
3. Разрешение конфликтов между государством и предприятием.
4. Восстановление и реабилитация правосудия.

В демократических государствах:
1. Независимость суда.
2. Выборы суда (США - пожизненен).
3. Коллегиальное рассмотрение больших дел.
4. Право на обжалование решений.
5. Гласность.
6. Состязаетльство судей (прокурор и судья упражняются в красноре-чии).
7. Равенство субъектов перед законом.
8. Никто не виноват, пока суд не вынес этого решения.

Класификая судов:
1. Суды универсальные
- военные.
- Дисциплинарные.
Состема суда строится по принципу территориальной. Суд подчинен закону и никому больше.
Контроль за конституцией. Осуществляется конституционным судом РБ. 6 судей и председатель конституционногго суда - назначается прези-дентом. 6 - назначается высшей палатой. Срок - 11 лет, предельный воз-раст - 70 лет.
Конституционный суд дает заключение о соответствии законов, декре-тов и др. конституции. Это главный орбитр в правомощности, легитивно-сти.
Конституционный суд - гарантирует свободу, право собственности, международные права. Граждане РБ, и проживающие за пределами, неза-висимо от проживания может купить жилье в республике.

1. Глава государства в системе органов государственной власти. Институт президентства.

2. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия.

3. Исполнительная власть в политической системе общества. Понятие, полномочия и функции правительства.

4. Место судебной власти в системе органов государственной власти.

5. Органы местного управления и самоуправления.

1. Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

Главой государства могут быть:

– монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью;

– президент, т. е. выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом;

– коллегиальный орган со статусом президента. Например, в Швейцарии функции главы государства выполняет Федеральный совет, состоящий из семи равноправных членов, которые поочереди избирают сроком на один год председателя (президента), и тот совершает отдельные акты главы государства. Государство Судан возглавляет Верховный совет. Коллегиальный орган (хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации;

– несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоенный институт главы государства – два равноправных капитан-регента.

Выполняя представительскую функцию во внутригосударственных отношениях, глава государства использует право обращения к нации, подписывает от имени государства соглашения с субъектами федерации и другие соглашения (например, по социально-политическим вопросам с профсоюзами и партиями), решения о помиловании, награждениях и др. Монархи и президенты, представляя свое государство, в некоторых странах назначают часть депутатского корпуса. Кроме того, главы государств возбуждают судебное производство в конституционных и других судебных инстанциях. Главы государств (их представители) ведут правовые споры в интересах государства.

Главы государств участвуют в формировании правительства, а также иных государственных органов, например судов. Монархи, президенты причастны к военной политике, к руководству вооруженными силами.

Кроме того, глава государства участвует в законодательном процессе (законодательная инициатива, назначение части депутатов, промульгация, т. е. подписание, введение в действие и опубликование решений парламента). С главой государства связана координация деятельности законодательных и административных органов – право созыва и роспуска парламента, проведения консультаций с руководителями палат и парламентских фракций, право обращения с посланиями к парламенту.


Главе государства обычно приписывают роль символа единства нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями. Его считают гарантом устойчивости, территориальной целостности, безопасности государства, гражданской свободы.

2. Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законотворческая деятельность.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Основным институтом государственной власти, реализующим законодательную власть, является парламент. Парламент (от фр. рarler – говорить) – высший представительный коллегиальный орган государства. Парламент возник в Англии в XIII в. и в настоящее время существует в большинстве государств мира.

Парламенты могут быть однопалатными и двухпалатными.

В структуру парламента входят его руководящие органы, парламентские комитеты и комиссии, партийные депутатские фракции. К руководящим органам парламента прежде всего относятся председатели (спикеры) парламентов или палат. Председатель руководит работой парламента, поэтому его беспристрастность является одним из важных обстоятельств, способствующих снижению накала парламентской борьбы. К руководству парламента можно отнести и некоторые коллегиальные органы, такие как организационный комитет в Парламенте Чешской Республики или бюро палат в Национальном собрании Франции. Эти органы наделены процедурными, координационными и административными правами.

В парламенте создаются постоянно действующие органы, обычно именуемые комиссиями, комитетами. В них принимают участие депутаты от различных партийных фракций, а также специалисты в соответствующей сфере. Как правило, комиссии, комитеты не имеют решающих полномочий. В целом их задача состоит в подготовке законопроектов решений, принимаемых парламентом.

Частью парламента являются и партийные фракции. Их возглавляют партийные лидеры. Роль фракций в парламенте может быть весьма значительной. Именно крупнейшая фракция или группа фракций, образующие парламентское большинство, предварительно определяют кандидатуры правительства в парламентских республиках. За ними может быть закреплено и право законодательной инициативы. Только законотворчеством деятельность парламента не ограничивается. В предмет его деятельности входят также утверждение бюджетов, принятие учредительных решений (о конституции, династии), представительство нации, государства (например, принятие присяги главы государства, выражение доверия правительству), участие во внешней политике (ратификация и денонсация международных договоров), решение вопроса о войне и мире.

3. Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества.

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов (постановлений).

Существует два основных способа формирования правительства – парламентский и непарламентский. В первом случае правительство формируется на парламентской основе и его главой является, как правило, лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такой способ характерен для парламентских республик и конституционных монархий. Парламент здесь обладает правом выражения вотума недоверия правительству. Во втором случае все члены правительства назначаются главой государства, который также обладает правом в любой момент отправить правительство в отставку.

Таким образом, правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти государства, осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории.

4. Судебная власть является третьей ветвью государственной власти, которая играет особую роль в механизме разделения властей. Эта власть призвана сдерживать законодательную и исполнительную, что является одним из условий обеспечения равновесия властей в государстве.

Только судебная власть осуществляет правосудие. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества. Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т. е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего, об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. Основными принципами судопроизводства являются:

– независимость суда;

– профессионализм судей;

– коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

– равноправие сторон в процессе;

– гласность при рассмотрении большинства дел;

– право на обжалование судебного решения.

Основной функцией судебной власти является правоохранительная, а важнейшим способом ее реализации – правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме.

Второй важнейшей функцией судебной власти является арбитраж – т. е. разрешение споров и конфликтов между государством и гражданами, между государственными структурами, а также между отдельными гражданами.

Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением.

5. Местное управление – это разновидность административной деятельности, предметом которой являются отношения локального характера, интересы местных сообществ (коммун, общин, территориальных коллективов), обеспечивающие некоторое сочетание местных интересов с государственными. Местное управление регулирует не только муниципальное и административное, но и государственное право. Оно определяет общие условия местного управления.

Для разграничения типов местного управления следует назвать следующие критерии: а) правовое положение территориальных сообществ граждан; б) состав интересов, осуществление которых возлагается на систему органов местного управления; в) средства контроля, которыми располагает государство в отношении территорий; г) условия формирования местных органов управления.

С учетом этих критериев выделяются четыре разновидности местного управления: федерализм, самоуправление, децентрализация и централизация. Следует отметить, что в одном государстве иногда существует несколько типов местного управления.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Беларуси состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Система местного самоуправления включает, кроме местных Советов депутатов, также и органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление реализуется и через проведение местных референдумов, собраний граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Особо значимое место занимают местные выборные представительские сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов, которые составляют систему Советов в Республике Беларусь. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых норм, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они решают в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. По Конституции Республики Беларусь (ст. 118), местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов:

– первичный (сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы);

– базовый (городские (городов областного подчинения) и районные Советы);

– областной (областные Советы, Минский городской Совет).

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы депутатов являются основным звеном местного самоуправления и представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Контрольные вопросы

1. Какую ветвь государственной власти представляют парламент, глава государства, правительство?

2. Определите основные функции парламента.

3. Как организована работа в парламенте? Что такое фракция?

4. Назовите правила формирования правительства в парламентской республике.

5. Каков порядок формирования и статус правительства в президентской республике?

6. Какие особенности имеет правительство при смешанной форме правления?

7. Перечислите основные функции правительства.

8. В чем отличие органов местного управления и самоуправления, каковы их полномочия?

9. Каково место судебной власти в политической системе общества?



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png