Поговорим о том, как можно сделать барельеф своими руками. Данный вопрос волнует многих собственников недвижимости, а потому заслуживает детального изучения. Многие люди в наше время стараются вносить в создаваемый интерьер некую изюминку.

Например, барельеф в интерьере постепенно приобретает новых поклонников. Он дает возможность внедрять в реальность интересные идеи по декорированию интерьера жилого помещения.

Как сделать барельеф на стене своими руками? Этот дизайнерский прием стилисты часто используют при декорировании особняков, в которых есть настоящий камин.

Оригинальные орнаменты из гипса могут опоясывать камин, а также украшать оконные и дверные проемы.

Внимание! Высшим пилотажем в интерьерном мире считается декоративный рисунок, включающий в себя дополнительную подсветку. С ее помощью можно придавать изображениям объем 3D графики.

Как сделать барельеф на стене своими руками? Предлагаем пошаговую инструкцию, соблюдение которой позволит создать оригинальный рельеф на стене своими руками.

Как создать объемный рисунок своими руками

Те владельцы загородных домов, у которых профессия не связана с ремонтом, считают, что такой декоративный элемент, как барельеф, является сборной конструкцией, отливаемой из гипса. В реальности этот элемент декора изготавливается вручную, поэтому его вполне можно считать оригинальным произведением современного искусства.

Любые элементы из гипса и шпатлевки являются уникальными декоративными элементами, при их создании сначала составляется эскиз.

Совет! Для того чтобы создать на стене объемный рисунок, нужны некоторые навыки и умения, соблюдение технологических особенностей.

Прежде чем создавать барельефы на стене, для начала важно выбрать материалы. В настоящее время для изготовления барельефа применяют алебастр, гипс, штукатурку, глину.

Выбрав материал для изготовления декора, можно переходить к изготовлению основы, которая и будет базой для будущего барельефа. Для работ потребуется деревянный ящик, имеющий невысокие борта.

Внимание! Дном в создаваемом ящике будет являться фанера.

Габариты такого ящика будут соответствовать размерам создаваемого барельефа. Вместо ящика, можно воспользоваться коробкой, у которой жесткое основание и стенки. Основание ящика аккуратно покрывают полимерной пленкой, следя за тем, чтобы не образовывались складки. Далее можно переходить к процессу приготовления раствора, в полной мере соблюдая все рекомендации производителя.

После того как раствор будет готов, его аккуратно заливают в форму.

Внимание! При изготовлении барельефов с высокими рисунками потребуется проволока для процесса армирования.

Залитая смесь остается в ящике до полного засыхания, продолжительность сушки зависит от состава раствора.

Далее можно переходить к непосредственному изготовлению будущего барельефа. Основным условием является создание определенного контура предполагаемого орнамента, последующее заполнение его смесью. Наращивание декора происходит постепенно, причем предыдущий слой должен полностью просохнуть, только потом можно будет создавать новый слой.

Совет! Для прорисовывания контуров на готовой поверхности можно воспользоваться пленкой. После того как все контуры будут прорисованы, пленку можно удалить.

В качестве неплохого материала для изготовления оригинального барельефа интерьерные стилисты считают штукатурку. Среди многочисленных преимуществ данного материала выделим удобство работ с ней во влажном состоянии. Данный материал достаточно податлив, поэтому можно удалить избытки штукатурки, провести корректировку формы создаваемого рисунка.

Штукатурку, которая не до конца высохла, можно ошкуривать, придавая готовому барельефу изысканный вид.

В качестве обязательного условия создания качественного и красивого барельефа, профессионалы отмечают полное затвердевание каждого фрагмента.

Для того чтобы создать в настенном панно углубления, можно воспользоваться несколькими способами:

  • прорезать материал и удалить стамеской некоторые части создаваемого барельефа;
  • нарастить фон вокруг некоторой точки, которая после завершения отделки будет ниже.

В основном в качестве основы изображений на создаваемом барельефе используют цветок: тюльпан или лилию. Далеко не все смогут своими силами изготовить такой сложный рисунок, поэтому многие владельцы загородных домов стараются заказывать барельеф профессиональным мастерам.

Для того чтобы упростить процесс создания лилии из гипса либо штукатурки, можно сразу наносить ее на поверхность стены.

В подобных ситуациях все остальные элементы интерьера должны быть закрыты специальной малярной лентой, чтобы не допустить их порчи. Затем создаваемую основу рисунка покрывают шпаклевкой, а после полноценного высыхания выполняют грунтовку.

Совет! Профессионалы рекомендуют выбирать для грунтования краску - грунт, свойства которой дают возможность создавать отличную сцепку с декоративными элементами создаваемого барельефа. Для полного высыхания готовой смеси необходимо три-четыре часа.

С помощью кельмы на барельеф наносят марсельский воск, который является быстросохнущим материалом. Закрепив по поверхности создаваемого барельефа пленку, можно будет прорисовывать мелкие детали.

Внимание! Пленку необходимо крепить так, чтобы можно было в случае необходимости один ее край отгибать.

Очертания планируемого рисунка на пленке можно рисовать, вооружившись цветным маркером. Далее, отогнув полимерную пленку, по сделанным следам можно рисовать лилию, пользуясь марсельским воском. Роспись проводится по стене, поэтому нет необходимости использовать специальную подложку.

Многие интерьерные дизайнеры выбирают для осуществления работ, связанных с изготовлением барельефов, белый воск. Основной задачей мастера является придание создаваемому барельефу оптимальной реалистичности.

Совет! Акриловые краски подходят для изготовления финишного слоя создаваемой композиции.

Заключение

Для человека, не сталкивающегося с подобным декоративным элементом, сложно решиться на самостоятельное создание необычного барельефа в своем загородном доме или городской квартире.

В основном на барельефах изображают деревья, цветы, животных, птиц, а также создают оригинальные сюжетные композиции.

Модным трендом последнего сезона является создание объемных изображений, которые первоначально создают в ящике, затем фиксируют на стене.

Даже при создании самого простого варианта гипсовой лепнины, можно рассчитывать на получение торжественного и элегантного интерьера.

Для получения сложных композиций профессионалы рекомендуют создавать барельефы непосредственно на поверхности стены.

Барельефы прекрасно вписываются и интерьер спальной комнаты, пространство гостиной. С его помощью можно сделать кухню индивидуальной и неповторимой, акцентировать внимание на ее отделке.

Готовые барельефы подходят для интерьеров разных стилей, начиная с модерна, заканчивая фьюжен. Чтобы создать крупные картины, потребуется настойчивость, аккуратность, желание.

Для изготовления индивидуальной жанровой картины, на которой будут изображены дикие животные, потребуется профессиональный мастер.

При просмотре телепередач или видеороликов многих восхищает необычная лепнина, украшающая стены самых разных помещений. Сегодня рукотворные барельефы уже не ограничиваются категорией роскоши, и встретить их можно не только в исторических зданиях, театрах и шикарных особняках. Большинство владельцев квартир и частных домов успешно используют этот элемент декора в собственных интерьерах.

Подготовка поверхности – замешиваем раствор и вылепливаем фон

Любому жилому помещению нужна индивидуальность. В этом отношении барельефы, сделанные своими руками, отличаются бесспорным преимуществом: их размеры и формы не ограничены, материалы для их изготовления продаются в любом строительном магазине за вполне доступную цену, а само их изготовление представляет собой творческий и очень занимательный процесс.

Прежде всего, выберем участок стены, который будем украшать. Обратите внимание на его освещенность, будет ли это естественный свет от окна или понадобится искусственная подсветка, ведь именно игра света и тени визуально увеличивают объем и подчеркивают фактуру изображения.

Теперь подберём эскизы и определимся с размером изображения. Конечно, сцена из охоты или репродукция знаменитых полотен Микеланджело в вашей гостиной смотрелись бы великолепно, но вряд ли у вас получится воплотить их в реальность, поэтому стоит начать с небольших элементов, включающих в себя растительные орнаменты, геометрические фигуры, а еще проще какие-то детали абстракции.

Для работы нам понадобятся:

  • Резиновые перчатки;
  • Кельма;
  • Шпатель;
  • Широкая плоская кисть;
  • Мастихин;
  • Пищевая пленка.

Перед началом работ обязательно подготавливают поверхность: снимают с участка стены старое покрытие, выравнивают, при необходимости оштукатуривают и обязательно покрывают слоем грунтовки для лучшего сцепления материалов. Стену оставляют до полного высыхания.

Изготавливают лепнину из глины, алебастра, гипса или штукатурных смесей на его основе. Рецепт приготовления гипсового раствора – это 1,5 кг гипса на 1 л воды. Для пластичности в него добавляют немного клея ПВА и все тщательно вымешивают. Из полученного мягкого "теста" легко формировать будущий барельеф, а начинать следует с основного фона. Обычно это поверхности с некоторой текстурой. Например, несколько беспорядочных мазков кистью по влажной штукатурке или движения малярного валика оставят оригинальные следы.

Хорошим фоном для барельефа станет , имитация кирпичной или каменной кладки, мелкий "песчаный" рисунок, оставленный обычной губкой или же фактурная поверхность нарочито грубого оштукатуривания. В случае если барельеф планируется не в виде панно, а как отдельный выступающий элемент, то стену вокруг него нужно предварительно оклеить малярным скотчем, чтобы защитить ее от загрязнения.

Начинаем ваять – создаем эскиз и придаем объем

Когда наш скульптурный "холст" готов, на него можно переносить основной рисунок. В этом случае нужен раствор погуще, а именно на 1 литр воды теперь берем 2 кг гипса. Готовая смесь должна не растекаться по рукам и хорошо удерживать придаваемую ей форму.

В лепнине проще всего начать с растительных элементов. Планируя виноградную лозу, нужно разметить расположение ветви, листьев на ней и крупной ягодной кисти. Будет ли это изображение цветка, силуэт дерева или часть архитектурной колоны – важно соблюдать масштаб всех элементов изображения относительно друг друга. Если рисовать вы не умеете, то можно воспользоваться подготовленными трафаретами или сделать эскиз рисунка на прозрачной пленке, скопировав его, например, с экрана монитора. Чтобы нарисовать дерево, стоит лишь подсветить фонариком подходящую ветку и полученную на стене тень обвести по контуру.

Далее переходим к самому сложному и ответственному этапу – нарисованному наброску придаем объем. Смесь, которая предназначена для лепнины, должна быть очень пластичной и не затвердевать быстро, так как наносить ее следует в несколько этапов, давая каждому слою подсохнуть. Учитывая это, лучше готовить небольшие порции раствора и сразу их использовать.

Если предполагается, что барельефы из гипса и шпатлевки будут объемными, то их самые выступающие части рекомендуется дополнительно армировать, вкрутив в стену саморезы или закрепив на ней степлером обычный гипсовый бинт. Отдельные объемные фигуры можно создать с помощью картонных и пенопластовых заготовок, которые прикрепляются к стене и обмазываются смесью.

Придать фактуру растительным элементам можно, используя их природные аналоги с четким рисунком прожилок – плотно приложите к смеси лист винограда, клена или даже понравившегося комнатного растения, удалите шпателем или обычным ножом излишки шпаклёвки вокруг, формируя четкий край. Оставьте элемент на несколько часов подсохнуть и снимите остатки листочков.

Для подобных "отпечатков" или как декоративный элемент барельефа можно использовать и другие подручные предметы: мешковину, ракушки, декоративные камни и др.

Выпуклые детали также можно отлить из гипса, используя подготовленную форму из пластилина и жидкий гипсовый раствор. Такие элементы, как ягоды, выступающие лепестки цветов или ветку дерева лучше всего вылепить вручную из алебастра (раствор готовят, следуя инструкции на упаковке), а затем прикрепить к стене, прочно вдавливая и обмазывая со всех сторон.

"Свободное" гипсование – простой метод получения декоративных элементов

Простой и доступный способ получения объемных деталей – "свободное" гипсование. Его, как правило, используют для создания композиций из витиеватых узоров, созданных из пропитанных гипсом бумажных салфеток, а также для формирования цветочно-растительных барельефов. Это метод доступен даже для начинающих, стоит только правильно подобрать материалы и гармонично их объединить.

Для "свободного" гипсования лучше всего подходит архитектурный гипс, из которого готовят жидкий раствор. Для размешивания можно использовать строительный или обычный кухонный миксер или выполнить это руками. Итак, на 1 кг гипса берут 0,7 л воды. Чтобы не образовывались комочки, именно сухой материал добавляют в воду, а не наоборот, и лучше постепенно, небольшими порциями, каждый раз тщательно перемешивая. Чтобы раствор получился более пластичным, а готовые барельефы не растрескивались, в него рекомендуется добавить немного клея ПВА, разведенного водой. В окончательном варианте раствор должен получиться однородным и по консистенции быть близким к жидкой сметане.

В этот состав окунают веточки растений, бутоны, упругие соцветия живых или искусственных цветов, а также пропитывают им бумажные салфетки. Полученную заготовку укладывают на ровную поверхность, застеленную полиэтиленовой пленкой, и оставляют высыхать. Цветы и элементы из бумаги нужно укладывать так, как они будут фиксироваться в интерьере. Это позволит сформировать на каждой детали плоское основание, которое потом будет крепиться на стену. После полного высыхания (не менее чем через сутки) заготовки снова окунают в гипсовую смесь и снова укладывают в то же положение для высыхания. Повторяют такую процедуру до тех пор, пока на элементах не образуется слой гипса в 1,5 мм толщиной.

Готовые детали прикрепляются на стену с помощью густой акриловой штукатурки или клея ПВА. Чтобы окончательно закрепить готовую композицию и придать ей монолитный вид, весь рельеф с помощью кисти обмазывают густым гипсовым раствором, особое внимание уделяя местам соединения прикрепленных элементов. Выучиться основам скульптурного ремесла сегодня можно, просто сидя у экрана монитора. В сети легко найти подходящий мастер класс, с успехом освоить первые уроки, а со временем взяться и за картины.

Лучшим материалом для такой лепки считается гипсовая смесь на основе клея ПВА. Масса должна получиться эластичной и густой, словно мягкий пластилин. Теперь можно вспомнить свой детсадовский опыт и попытаться слепить вишенку, цветок или даже пчелку. Не нужно огорчаться, если предмет искусства у вас не получился. Можно воспользоваться готовыми формами – купить в магазине для творчества либо взять силиконовую форму для выпечки или обычные фигурки из детской песочницы. В этом случае гипсовую смесь густоты сметаны заливают в подготовленную форму и оставляют до затвердевания. Полученная лепка вынимается и приклеивается на стену в определенном месте композиции.

Финишная обработка – очищаем, красим, защищаем от влаги

По окончании работ следует сгладить все шероховатости на полученном панно. Для этого лучше всего использовать небольшой кусочек мелкозернистой наждачной бумаги. Действуйте аккуратно без лишнего нажима, чтобы не разрушить необходимые фактурные элементы. Иногда после такой обработки проступают другие недостатки – мелкие трещинки, неровности или маленькие ямочки, оставшиеся от пузырьков воздуха. Сейчас самое время все окончательно подмазать и заполнить.

Готовый барельеф на стене тщательно очищают от гипсовой пыли и крошек и обязательно обрабатывают грунтовкой. Теперь можно приступать к декоративной отделке изображения. Чаще всего для этого используют акриловые краски и оттеночные колеры. Разрисовать барельеф в разные цвета, применить сдержанные двухцветные полутона или остановится на девственно белом цвете – решать вам, все зависит от стилистического исполнения панно и, конечно, от вашего желания.

И в завершении на лепнину наносят защитное покрытие типа гидрофобизатора, акрилового воска или лака. Особенно важна такая защита для барельефов в помещениях с повышенной влажностью, например, на кухнях, в ванных, неотапливаемых коридорах.

При оформлении интерьера жилища неплохим решением станет лепка на стене. Несмотря на большое количество гипсовых и пластиковых изделий для украшения стен, художественная лепка все еще остается актуальной. Такая отделка не отличается большой сложностью и ее без труда можно будет выполнить самостоятельно. В данной статье будет рассмотрено, как делать лепку на стене своими руками и какие материалы для этого могут применяться.

Подготовительные процедуры

Даже самая обычная лепнина из гипса или штукатурки придаст квартире уникальности и элегантности. В дизайне любого помещения можно использовать рельефные узоры.

Для начала понадобится выбрать, на какие стены будут наноситься . Крайне важно учесть фактор освещения, будет ли свет естественным или искусственным.

Следующим этапом станет выбор картины и места на стене, где будет проведена лепка.

Новичкам в этом ремесле лучше не браться за сложные картины.

Оптимальным решением станут изображения , листьев или цветов. Пример такой лепки можно увидеть на рисунке.

Также потребуется подготовить следующий набор инструментов:

  • кельма;
  • плоская кисточка;
  • мастихин;
  • макловица;
  • малярная лента;
  • резиновые перчатки;
  • полиэтиленовая пленка.

Понадобится материал, который применяется для выравнивания поверхностей.

Нанесение барельефа на стену

Для лепки могут применяться различные материалы. Наиболее распространенным вариантом является создание барельефа из гипса и шпатлевки.

Для начала необходимо выбрать наиболее подходящую фактуру. Начинающим деятелям лучше работать с и , замешанной на основе глины. Также в первый раз лучше не рисовать большие изображения.

Неплохим решением станет создание чернового барельефа на отдельном планшете. Для этого можно использовать дерево или гипсокартон.

Подготовка рисунка

Необходимо выбирать наиболее прорисованное изображение. Контуры переводятся на бумагу, и сверху накладывается полиэтиленовая пленка. И уже поверх нее наносится изображение.

Подготовка основы

Основа барельефа изготавливается из или воска. На лист гипсокартона наносится слой штукатурки при помощи шпателя, после чего он выравнивается.

Через примерно 20 минут, после затвердевания раствора, на основу переносится рисунок. Трафарет из пленки кладется на основу и контуры изображения обводятся карандашом. На зашпаклеванном покрытии остается рельефный рисунок, который после будет перенесен на стену.

Создание рисунка

Эта часть работы является наиболее важной и трудоемкой. Специалист может быстро с ней справиться, но


Правильная подготовка поверхности — залог успеха

новичку понадобится больше времени. Суть процедуры в том, чтобы придать объем нарисованному изображению.

Создание объемного рисунка на стене состоит из нескольких этапов. Шпатлевка наносится на части изображения не сразу, а постепенно, слой за слоем.

Раствор, с помощью которого осуществляется лепка, доложен иметь высокий показатель эластичности и затвердевать не сразу. Приготовить смесь нужной консистенции необходимо заранее.

Окраска и крепление барельефа

После того как барельеф будет полностью вылеплен, его понадобится тщательно просушить. Острые углы и края обрабатываются наждачной бумагой. Эту работу следует проводить с осторожностью, чтобы не удалить лишнее.

Чтобы барельеф принял финальный вид, его поверхность понадобится обработать грунтовкой и покрасить. Грунтовка позволит увеличить уровень адгезии для дальнейшей покраски. Для декоративного барельефа чаще всего применяется водоэмульсионная краска. Схему такой процедуры можно увидеть на рисунке.

Барельефы из гипса

Как сделать лепку из гипса? Этот материал подойдет как для профессионалов, так и для начинающих ремесленников. Достаточно будет ознакомиться со следующим обучающим видео уроком, чтобы упростить процедуру.

Гипс перед использованием смешивается с клеем ПВА. Эта смесь внешне напоминает пластилин для создания отдельных участков картины. Для получения объемного изображения с помощью такого материала будет достаточно приобрести соответствующую форму в магазине. В нее заливается раствор из гипса и клея, после понадобится подождать, пока он затвердеет. После затвердевания из формы извлекается изделие и прикрепляется в нужной части квартиры.
Оптимальное освещение — залог успеха

Слепить можно практически любое изображение, но чаще всего выбираются растительные композиции. От замешанного гипса отламывается кусок, который потребуется для создания отдельного элемента. Остальной материал необходимо завернуть в мокрую ткань и хранить в полиэтиленовом пакете. Это позволит предотвратить возможное пересыхание раствора.

Новички часто используют изображение виноградной грозди. Для его создания необходимо взять лист винограда, положить его в полиэтилен и обвести контуры. Это позволит создать шаблон для дальнейшей работы.

После того как гипс будет замешан, берется небольшой кусочек материала и раскатывается скалкой, после чего при помощи шликера прикрепляется к стене. Шаблон кладут на гипс и обводят по контуру. С помощью инструментов удаляется лишний материал. Для этих целей можно применять как профессиональные приборы, так и подручные. Сначала создается контур листа, а затем его середина.

Для создания уникального интерьера можно также использовать барельефы, изготовленные с добавлением искусственных цветов. Цветы, в свою очередь, могут быть выполнены из тканевого или бумажного материала.

Для создания такого барельефа в квартире понадобится в заранее приготовленной емкости развести раствор шпаклевки с добавлением клея. Консистенция смеси должна внешне напоминать сметану или йогурт. Искусственный цветок несколько раз окунается в этот раствор. Главное следить, чтобы не появились потеки, которые могут быстро подсохнуть, а удалить их потом будет весьма трудно. После каждого окунания выдерживается небольшая пауза, чтобы раствор успел немного высохнуть. После того как фактура рисунка приобретет равномерную насыщенность, этап можно считать завершенным.

Когда цветы полностью затвердеют, они крепятся на панно при помощи густого алебастра. Из отдельных участков создается полная композиция на всю стену.

Как видно из статьи, в создании барельефов нет ничего трудного и эту работу можно выполнить своими руками. Главное, использовать качественные материалы и инструменты. С помощью фото, рассмотренных ранее, можно подобрать подходящий вариант рисунка. Однако если планируется лепка сложных узоров, состоящих из большого количества частей, рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному художнику.

Для желающих необычно украсить интерьер и придать ему декоративной самобытности и эксклюзивности можно воспользоваться техникой гипсовой лепнины на стенах – барельеф. Это одновременно простая и замысловатая техника, чем-то схожая с нанесением венецианской штукатурки, но сложнее и интереснее. Все зависит от навыков, фантазии и терпения. Тем не менее эту работу можно выполнять даже с детьми. В помощь придут их надежные ручки, когда нужно смешивать гипсовый раствор.

Барельеф - что это?

Довольно давно люди начали обработку и оформление стен различными украшениями. Это могла быть резьба по камню или дереву. Но по сравнению с другими техниками наиболее востребованной и статусной считался барельеф.

В это понятие входит выпуклый декоративный элемент. Это может быть фигура животного, человека, растения, а также узор или мифическое существо. Все зависит от фантазии и дизайна квартиры.

Для воплощения таких проектов довольно часто используются специальные шаблонные формы, изготовленные из прозрачного полимера. Трафареты можно сделать самостоятельно или заказать в мастерской, также в продаже есть готовые матрицы.

Мастер-класс по выполнению барельефа

Прежде чем начать работу, нужно подготовить место на стене, где будет выполняться лепка, украшающая интерьер. А также определиться с дизайном картины, то есть найти непосредственнорисунок для эскиза, который планируется воспроизвести при помощи гипса или шпаклевки. Для начинающих мастеров не стоит сразу браться за создание глобальных работ. Попробуйте стартовать с выполнения на стене в своей квартире простого изображения, например, дерева или несложного цветка-

Представляем небольшой мастер-класс по выполнению барельефа на стене в домашних условиях:

1. Найти подходящий рисунок. Можно мелом или карандашом перерисовать его на стену в требуемом масштабе.

2. Следующий этап - грунтовка поверхности стены внутри контура рисунка. Обязательно нужно дать ему высохнуть.

3. В небольшой емкости развести гипсовую штукатурку до вязкого состояния соотношением 1:1. Нужно следить, чтобы замес был однородным и без комочков.

4. При помощи небольшого шпателя или специального мастихина (или воспользоваться обычным десертным ножом) нанести смесь малыми порциями на рисунок снизу вверх, вдоль всего ствола дерева. Можно даже оставлять свободные места для лучшего обозначения структуры коры. Пока шпаклевка сырая, сформировать рельеф, выполняя при помощи ножа неглубокие надрезы, выемки.

При нанесении шпаклевки в места расположения листвы нужно использовать немного больше раствора. При этом массу следует лепить перпендикулярными движениями к стене с частыми, хаотичными проколами.

5. После высыхания шпаклевки прокрасить дерево. Для этого используются обычные акриловые краски. Первый слой ствола можно окрасить желтым цветом. Когда он высохнет, нанести второй слой краски – уже коричневый. Снова дать подсохнуть, смочить губку и с бугорков смыть ее так, чтобы краска осталась внутри углублений. Должен получиться красивый перелив. Листва окрашивается по такой же технике в зеленоватый цвет.

Мастер-класс для продвинутых мастеров

Продвинутые мастера смогут повысить уровень мастерства более сложным дизайном и глобальностью сюжета барельефного изображения.

При выполнении барельефа «Роза» понадобятся такие материалы:

  • гипсовая шпаклевка (можно использовать алебастр, средство для стартовых и финишных работ);
  • штукатурка гипсовая;
  • кварцевый грунт;
  • набор мастихинов;
  • набор стамесок;
  • набор художественных петель;
  • резиновый шпатель;
  • абразивная сетка;
  • абразивная губка;
  • емкость для замеса;
  • пленка для защиты от загрязнений;
  • губка;
  • тряпка;
  • распылитель с водой;
  • перчатки;
  • художественная краска (водоэмульсионная акриловая и т. д.);
  • маска для защиты от пыли.

Условно можно представить этапы выполнения барельефа следующим образом.

Подготовка стены

Перед началом художественной росписи стены нужно подготовить непосредственно саму поверхность. Она должна быть идеально ровной, хорошо оштукатурена, обработана специальным клеевым составом (клеевой или флизелиновый грунт) и 2 слоями шпаклевки под покраску. Затем грунтуется обычным грунтом.

Нанесение эскиза рисунка на стену

Выбирается рисунок, по которому выполняется эскиз. На стену его можно переносить карандашом, зачастую используется трафарет или копирка. При помощи кварцевого грунта, который наносится внутрь границ изображения, готовится поверхность для нанесения начального слоя лепнины.

Нанесение первого слоя гипсовой штукатуркой

Первый слой нанесенного состава должен быть очень тонким и прочным. Для этого обычно используется гипсовая штукатурка. В емкость для замеса вливается около 200 мл воды, и затем при помощи мастихина всыпается порошок гипсовой штукатурки в пропорции с водой 1:1. Можно замешивать при помощи дрели с насадкой, шпателем либо мастихином до получения однородной массы, по консистенции напоминающей густую сметану.

Она не должна стекать со шпателя и крепко на нем держаться. Цель нанесения первого слоя – выполнить начальную лепнину для хорошей сцепки между поверхностью стены и будущими слоями шпаклевки барельефа. При помощи двух мастихинов гипсовый состав тонко наносится по всей поверхности рисунка, стараясь не выходить за границы нанесенного эскиза. В первом слое можно выделять объемные части будущего барельефа, используя чуть более толстый слой в определенных на рисунке местах.

В завершении этого этапа поверхность заготовки смачивается водой из пульверизатора. Можно аккуратно пригладить пальцами то, что получилось, и дать время высохнуть.

Нанесение второго слоя гипсовой шпаклевки

На хорошо высохший первый слой необходимо нанести второй, уже из гипсовой шпаклевки. Аналогично готовится водошпаклевочный замес - примерно 1:1. При помощи небольшого мастихина на рисунок наносится и аккуратно разглаживается по направлению от края к центру гипсовый состав.

Далее следует немного смочить рисунок водой из распылителя и при помощи мастихинов, художественных специальных приспособлений - петель и пальцев рук - пригладить и сформировать нужный рельеф на нанесенный слой шпаклевки для получения более гладкого изображения. Скорректировать все неровности и изъяны, пока не «схватится» состав. Когда второй слой высохнет, можно прошпаклевать видимые дефекты финишной акриловой шпаклевкой. И снова дать хорошо высохнуть рисунку.

29 октября, 2016
Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления - по всем видам работ могу дать подробную консультацию.

Сегодня я расскажу вам, как сделать картину на стене из шпаклевки, причем рассмотрю не один, а целых три способа создания уникальных композиций. Мы разберем самые простые варианты, которые может реализовать практически любой человек, вам не нужно быть профессиональным отделочником и художником, достаточно желания и наличия определенного времени, так как процесс не быстрый. Но в итоге вы получите оригинальное оформление, которого нет больше ни у кого.

Варианты проведения работ

Разберемся с самыми простыми способами создания картин на стенах, если вы набьете руку на этих технологиях, то сможете освоить и более сложные варианты, не стоит сразу брать сложные техники нанесения, так как с ходу с ними может справиться разве что врожденный художник, остальным людям нужна практика.

Способ №1 – работа шпателем

Этот вариант подходит для создания объемных изображений самого разного типа. Для начинающих я рекомендую выбирать простые композиции – ветку дерева, цветок или что-то в этом роде.

Для начала рассмотрим, какие материалы нам понадобятся при работе.

Материал Описание
Шпаклевка Это основной рабочий состав, который должен отвечать следующим требованиям: длительное время застывания, пластичность и хорошая адгезия, простота и легкость шлифования. Всем этим параметрам соответствует любимый мной «Ветонит», состав очень эластичный, отлично шлифуется и долго сохнет, позволяя вам поправлять изъяны. Цена мешка весом 25 кг в среднем составляет 420 рублей, но может варьироваться в разных регионах
Грунтовка Грунтом обрабатывается основание перед отделкой, им же закрепляется результат работы, чтобы придать рисунку прочность и надежность. Используются составы глубокого проникновения на акриловой основе, они продаются в виде готового раствора и в виде концентрата, который обязательно разбавляется перед применением
Краски Чтобы объемные элементы выглядели более эффектно и выразительно, необходимо выделить их с помощью окрашивания. Чаще всего используется несколько оттенков, тут все зависит от рисунка. Вы сами должны решить, как оформить картину, от этого и зависит выбор краски, использовать проще всего водоэмульсионные составы

При работе я использую такой набор инструмента:

  • Шпатели, чаще всего их несколько, один широкий (около 30 см) и узкие – от 2 до 10 см. С помощью этих приспособлений будет наноситься состав и формироваться рисунок. Я советую вам приобрести набор автомобильных шпателей, они имеют небольшую ширину и удобную конфигурацию, лично мне работать удобнее с ними, особенно при формировании мелких элементов композиции;

  • Для создания определенного рельефа и формирования окончательных контуров картины очень удобно использовать специальный инструмент художника, который называется мастихин. Это очень маленький инструмент, напоминающий кельму, но можно купить и целый набор, в котором будут мастихины разной конфигурации. Я даже наношу состав этим приспособлением, так как это удобно;

  • Для нанесения контуров картины на стену можно использовать простой карандаш – им делается набросок, по которому затем и проводится работа. Но если у вас, как и у меня, художественный дар на невысоком уровне, то удобнее всего использовать копирку для того, чтобы переносить изображения на поверхность. Так можно точно и быстро нанести разметку, не волнуясь за пропорции изображения;

  • Для выравнивания и придания композиции идеального вида мы будем использовать наждачку с зернистостью Р180. Также нам может понадобиться кисть, которой будут сглаживаться контуры. Кисточка должна быть шириной до полутора дюймов, чтобы можно было работать и с мелкими элементами;
  • Покраска производится кисточками, причем чем мельче будут детали, тем тоньше нужны кисточки. Покупать инструмент лучше не в строительном магазине, а в магазине художественных принадлежностей.

Разберемся с рабочим процессом, инструкция по созданию картины на стене из шпаклевки выглядит примерно так:

  • В первую очередь нужно подготовить поверхность, основание должно быть сухим и ровным. Как выравнивать стены шпаклевкой, мы не раз разбирали в других обзорах, поэтому здесь останавливаться на этом виде работ мы не будем;
  • Основание в обязательном порядке грунтуется, состав готовится так, как предписано в инструкции на упаковке и наносится с помощью кисти или валика. Это позволяет укрепить поверхность и улучшить адгезию шпаклевки, которая будет наноситься впоследствии;

  • Если у вас оштукатуренная поверхность, то место, где будет делаться картина, нужно зашпаклевать ровным тонким слоем. Если стены и так зашпаклеваны, то этот этап вы можете пропустить;
  • Теперь нужно нарисовать на стене контуры нашей композиции, работа производится или карандашом, или с помощью копировальной бумаги, через которую картина с кальки переносится на поверхность . Важно сделать четкие ориентиры, по которым вы будете работать, если ошибиться на этой стадии, то и конечный результат будет отличаться от задуманного;

  • Затем готовится шпаклевка, для этого берется емкость, в которую наливается определенное количество воды и засыпается сухая смесь. Все пропорции указаны на упаковке, поэтому вы справитесь с этой работой без труда. Количество состава должно быть таким, чтобы вы могли потратить его за один заход, оно по большому счету зависит от размера картины и ее особенностей;

  • Теперь разберемся с нанесением: небольшое количество состава берется на шпатель или мастихин и накладывается в нужных местах. Если вы делаете стебель, то должен получиться бугорок, а если более сложные картины, то надо заполнить контуры смесью. Не волнуйтесь, что наносится много состава, чуть позже мы устраним все мелкие изъяны, на этой стадии главное нанести состав там, где нужно в достаточном количестве;

  • Через 15-20 минут после нанесения, когда состав чуть подсохнет, можно приступить к дальнейшему формированию рисунка, для этого используется тот же мастихин, а если его нет, то можно применять подручные варианты (я как-то использовал палочку от мороженого). Убирается лишний состав, подправляются контуры и картине придается окончательный вид, если где-то нечаянно убрали слишком много – нанесите состав на поврежденный участок еще;

  • Можно пройтись по не затвердевшей поверхности влажной кистью, она сглаживает контуры, придавая картине плавность. Также такая процедура позволяет выровнять поверхность и сделать все переходы практически незаметными;

  • После высыхания шпаклевки нужно пройтись по поверхности наждачной бумагой, просто берете небольшой ее кусочек и удаляете все изъяны и острые углы, делая композицию более привлекательной. Работа проста, главное – не убрать лишнее, так как используемый нами состав очень легко затирается;
  • Готовая композиция еще раз обрабатывается грунтовкой для укрепления, после чего можно приступать к покраске. Тут уже можете дать волю фантазии и выделять каждый элемент с помощью игры оттенков и . Работа кропотливая, зато если вы постараетесь, то получите настоящее произведение искусства на своей стене, не бойтесь что-то испортить, ведь всегда можно подкрасить неудачные участки;

  • В последнюю очередь нужно нанести на картину защитное покрытие, я обычно использую акриловый лак. Это позволяет защитить поверхность от загрязнения и истирания и дает возможность протирать композицию влажной тряпкой. Кроме того, слой лака защищает краски от выгорания и сохраняет яркость оттенков на длительный срок.

Способ №2 – использование шприца

Эта техника мне нравится за простоту и достаточно быстрый рабочий процесс. Картины получаются проще, но смотрятся они очень стильно и привлекательно. Для начала перечислю необходимые материалы:

  • Шпаклевка, для работы нужно не очень много состава, поэтому приобретите небольшую упаковку сухой смеси или купите готовую массу, которую надо просто перемешать перед применением. Используйте либо «Ветонит», если речь идет о сухом составе, либо «Шитрок», если решили применять готовую к применению шпаклевку;

  • Грунтовка, которой будет укрепляться основание, и готовая картина, не забывайте об этом составе;
  • Краски, их количество и оттенки зависят от выбранной вами композиции, можно использовать два и более цвета, тут важно подобрать оформление таким образом, чтобы оно гармонично вписалось в окружающий интерьер.

Что касается инструмента, то кроме кистей для окрашивания и грунтовки нам нужен большой шприц, которым будет производиться нанесение массы, лучше выбирать варианты побольше на 50-60 мл, чтобы вам было удобнее работать и не приходилось каждую минуту заправлять инструмент . Как вариант, можно использовать старый кондитерский пакет или сделать его самостоятельно, в этом случае контуры получаются намного массивнее.

Теперь разберемся, как создать картину данным способом:

  • В первую очередь подготавливается поверхность, тут все так же, как и в случае выше – основание должно быть ровным и прочным, при необходимости оно зашпаклевывается для получения идеальной плоскости. После этого в обязательном порядке производится грунтовка основания, работы можно продолжать после его высыхания;
  • Затем на стену наносится контур будущего рисунка, работа производится либо карандашом, либо путем переноса изображения с помощью копировальной бумаги. Тут все зависит от сложности рисунка, я советую рисовать вручную, идеально ровные линии смотрятся намного хуже, так как все должно указывать на ручное исполнение работы;

Готовится шпаклевка, если состав готовый, то его нужно перемешать. Консистенция массы не должна быть густой, даже лучше, если она будет чуть жидковатой, это значительно упростит рабочий процесс.

  • Далее необходимо заполнить шприц шпаклевочной массой, для этого вынимается поршень, и полость заполняется составом. Работу можно производить с помощью любых подручных предметов, я использую палочку от мороженого или что-то подобное, главное – чтобы вам было удобно. После заполнения поршень ставится на свое место;

При использовании кондитерского или обычного пакета процесс по заполнению происходит еще проще. Вам нужно заложить массу в пакет, после чего выдавить ее по определенным контурам.

  • В первую очередь состав надо нанести по основным линиям, важно задать контуры, от которых вы потом будете отталкиваться. Просто ведите шприц по поверхности, постоянно нажимая на поршень, чтобы выдавливалась равномерная полоска по всей длине. Тут все просто, можете попрактиковаться перед основной работой, чтобы набить руку и не экспериментировать на стене;

  • Когда основные линии прорисованы, можно приступать к более мелким элементам и деталям. Просто наносите состав в требуемом вам порядке и в нужных местах. Не страшно, если вы где-то положите лишнее, все это можно удалить, состав сохнет не быстро, поэтому времени вам точно хватит, работа производится шпателем или тем же мастихином, важно убрать то, что не нужно, пока смесь не схватилась, потом это сделать будет намного сложнее;

  • После высыхания состава, а на это уходит порядка суток, можно при необходимости подкорректировать картину наждачкой, с ее помощью сглаживаются острые выступы и убираются другие мелкие изъяны. На полностью готовую композицию наносится грунтовка, старайтесь обработать ей каждый участок, так как это позволяет укрепить поверхность и сделать ваше произведение более прочным;
  • Красить готовый вариант можно так, как вам нравится, некоторые наносят насколько слоев, чтобы из-под финишной отделки проглядывал другой оттенок . Сами решите, как лучше задекорировать картину, тем более что ошибок бояться не нужно, в крайнем случае, всегда можно перекрасить поверхность;

  • После высыхания краски нужно обработать поверхность специальным защитным лаком на акриловой основе, он создаст на поверхности прозрачную защитную пленку, которая будет отталкивать влагу, сохранять цвет и предотвращать истирание. Лак наносится кистью, особое внимание уделяйте тому, чтобы состав попадал во все углубления на рельефных участках.

Способ №3 – создание картин с помощью трафарета

Еще один несложный способ, с помощью которого можно создавать на стене настоящие барельефы. Если вы боитесь, что не справитесь с работой шпателем, то этот метод то, что вам нужно. Когда-то и я начинал с трафаретов и могу сказать, что даже человек без опыта способен создать интересную композицию с первого раза.

Из материалов нам необходимо следующее:

  • Шпаклевка, но в этот раз мы будем использовать быстро затвердевающий состав на гипсовой основе. Лично я чаще всего использую «Кнауф Фуген» (400 рублей за мешок 25 кг), но принципиальной разницы нет, главное, чтобы смесь схватывалась за 30-40 минут. Количество состава зависит от размера картины, поэтому смотрите сами, какую упаковку приобретать;

  • Грунтовка нужна нам для тех же целей, что и в вышеописанных технологиях: для подготовки оснований и для укрепления готового результата;
  • Краска используется для декорирования, чаще всего поверхность покрывается несколькими цветами, чтобы выделить отдельные участки и сделать композицию более выразительной. Мне больше нравится работать составами на акриловой основе, причем их можно покупать как цветными, так и поступить проще: приобрести белую краску и пигменты требуемого оттенка и прямо на месте создавать нужные вам варианты;
  • Еще один важный материал – картон, из него мы будем делать трафарет. Чем толще материал, тем рельефнее будет рисунок, поэтому решайте сами, какой вариант приобретать, я часто пользуюсь базальтовым картоном толщиной 5 мм, он отлично подходит для таких целей. Если вы не нашли в продаже толстый материал, то можно склеить два тонких с помощью клея ПВА, вы получите нужный вам вариант без лишних усилий;

Что касается инструмента, то нам нужно следующее:

  • Строительный нож для того, чтобы вырезать в картоне нашу картину или узор, лучше всего выбирать варианты с шириной лезвия 25 мм, они жестче и ими можно намного точнее, чем тонкими полотнами. Не забудьте приобрести и упаковку запасных лезвий, так как в процессе работы они имеют свойство тупиться и ломаться;
  • Малярная лента необходима для фиксации трафарета на стене, если он тяжелый, то можно дополнительно закреплять его парой саморезов, отверстия от них потом просто замазываются шпаклевкой;

  • Кисточки нужны для нанесения грунта и окрашивания картины, набор зависит от того, насколько мелкой будет прорисовка деталей, можно использовать любые подходящие варианты;
  • Для распределения шпаклевки будет использоваться шпатель, чаще всего применяется вариант шириной 8-10 см, им удобно работать при заполнении трафарета. Для выполнения правок в композиции удобнее всего использовать уже знакомый нам мастихин или что-то подобное;
  • Наждачная бумага нужна для шлифовки картины и придания ей окончательного вида, с ее помощью убираются мелкие изъяны, и поверхность делается гладкой. Лично я использую наждачку на бумажной основе с зернистостью Р180, она и стоит немного, и продается метражом, можно купить столько, сколько необходимо (обычно полметра-метр).

Помните, что в данном случае предъявляются особенно высокие требования к подготовке поверхности. Плоскость должна быть ровной, так как если на ней будут перепады, то вы не сможете нормально закрепить трафарет и нанести шпаклевку, она будет расплываться по неровностям.

Когда все необходимое есть под рукой, можно приступать к работе. Процесс выполняется в такой последовательности:

  • О том, как важно качественно выровнять основание, я говорил чуть выше, но не забудьте о том, что его нужно дополнительно укрепить с помощью грунтовки. Она наносится за день до начала работ, чтобы основание успело полностью высохнуть;
  • Изготовление трафарета производится так: вначале следует перенести рисунок на картон или нарисовать его там, не стоит выбирать слишком витиеватые изображения с множеством мелких деталей, их сложно вырезать, да и сделать такую картину шпаклевкой непросто. По линиям нужно вырезать нашу композицию, для этого картон укладывается на ровную твердую поверхность, работа производится строительным ножом ;

  • Готовый трафарет (или трафареты, если их несколько) аккуратно закрепляются на стену, проверьте их положение уровнем и только потом фиксируйте малярной лентой или другим крепежом. Важно, чтобы элемент плотно прилегал к поверхности и держался надежно;
  • Далее готовится шпаклевка, как это сделать и в каких пропорциях смешать компоненты, указано на упаковке. Состав наносится на трафарет с помощью шпателя и аккуратно выравнивается, убирайте все излишки и следите за тем, чтобы все углубления были заполнены как можно лучше. Так как состав застывает достаточно быстро, нужно работать оперативно, все мелкие изъяны мы сможем исправить впоследствии, не беспокойтесь за них;

  • После того как состав начнет твердеть, но до того, как он застынет окончательно (примерно через 10-15 минут), необходимо аккуратно снять трафарет с поверхности, старайтесь делать это так, чтобы причинить минимальные повреждения нашей композиции , лучше всего браться за одну из сторон и постепенно отклеивать ее от стены;

  • Затем надо взять немного состава на шпатель и с помощью мастихина или другого приспособления заделать все изъяны на нашей картине. Важно заполнить все участки, где смеси недостаточно или где она отошла при удалении трафарета. Работайте аккуратно и не волнуйтесь за наплывы и другие мелкие нюансы, мы их удалим впоследствии, сейчас главное – добиться того, чтобы состав был везде, где это необходимо;

  • После того как вы подправили все изъяны, нужно взять кисточку, смочить ее в воде и обработать узор, с помощью этого действия мы сгладим все острые углы, сделаем поверхность гладкой и уберем лишний состав, пока он полностью не застыл, сделать это несложно. Мы просто моделируем нашу композицию, чтобы она смотрелась как можно аккуратнее;

  • Теперь нужно дождаться полного высыхания поверхности, так как мы использовали состав на гипсовой основе, то он затвердеет уже через пару часов, главное, чтобы в помещении было тепло и сухо. Композицию надо обработать наждачной бумагой, для этого отрывается небольшой кусочек, и все элементы шлифуются вручную, работа достаточно проста, но требует много времени. Старайтесь убрать все крупные недостатки;

  • После того как шлифовка окончена, нужно обработать композицию грунтовкой, если вы готовили основание и грунтовали его, то можно нанести состав только на те элементы, которые вы нанесли на поверхность . Это позволит укрепить их и улучшит адгезию краски, которую мы будем наносить впоследствии;

  • Когда грунтовка высохнет, можно приступать к окрашиванию, чаще всего вначале наносится базовый цвет, который будет служить общим фоном. Краску лучше всего нанести в два слоя, чтобы обеспечить максимальную глубину цвета и прочность отделки. Работу стоит производить широкой кистью, так как валик может не прокрасить объемные элементы;

  • Когда краска высохнет, можно приступать к декорированию нашей картины, для этого используются составы другого оттенка или же специальные декорирующие маркеры. С их помощью можно выделить объемные элементы и придать изображению любой нужный эффект. Чем сложнее картина, тем больше придется работать с краской, поэтому на первый раз проще выбрать растительный узор или орнамент, чтобы приобрести необходимую практику;

  • После того как окрашивание закончено, на поверхность можно нанести защитный состав, он необходим для того, чтобы защитить краски от выгорания и истирания. Кроме того, такая обработка позволит надолго сохранить яркость цвета и обеспечит простоту уборки, ведь вы сможете мыть картину влажной тряпкой, не опасаясь за то, что повредите лакокрасочный слой.

Вывод

Картина из шпатлевки позволяет преобразить вашу комнату и сделать ее оригинальной и стильной, это не обычные обои или декоративная штукатурка, ваша композиция будет в одном экземпляре, вы не встретите такой же ремонт еще у кого-то.

Видео в этой статье расскажет и наглядно покажет дополнительную информацию по данной теме, если же у вас есть вопросы по одной из вышеописанных технологий, то задавайте их в комментариях под обзором, мы разберемся во всех тонкостях и поможем вам добиться наилучшего результата.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png